18 Март 2011

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА




Министерство финансов Республики Беларусь имеет право:
» ограничивать и приостанавливать финансирование рас-
ходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями законодательства, а также необоснованного полу-чения указанных средств либо использования не по целевому на-значению;
» вкладывать свободные средства республиканского бюд-жета в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бу-маги, выдавать бюджетные займы, бюджетные ссуды организа-циям в соответствии с законодательством;
» давать обязательные для выполнения всеми банками республики указания о приостановлении расчетов по банковским счетам при нарушении законодательства распорядителями средств республиканского бюджета;
» взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, а также задол-женность организаций по бюджетным займам, бюджетным ссудам и проценты по займам;
» расходовать средства с 1 января текущего года в размере 1/12 бюджетных ассигнований предыдущего года в пределах по-ступающих в течение каждого месяца доходов вплоть до принятия Закона о бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год;
» проводить проверки соблюдения порядка аудиторской деятельности аудиторами, работающими на основе индивидуаль-ного предпринимательства, и аудиторскими организациями;
» осуществлять государственный надзор за деятельностью страховых организаций и др.
Органом оперативного управления финансами является Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Ос-новными его задачами являются:
» контроль соблюдения законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспече-нием правильного исчисления, полнотой и своевременностью уп-латы налогов, сборов и иных платежей в бюджет;
» разработка предложений по совершенствованию нало-гового законодательства и работы налоговых органов;
» подготовка налоговых соглашений с другими государ-ствами, осуществление связей с их налоговыми службами и изу-чение опыта их работы;
» принятие нормативных правовых актов о порядке ис-числения и уплаты (взыскания) налогов в бюджет.
В соответствии с данными задачами Министерство по нало-гам и сборам осуществляет следующие функции:
» контролирует соблюдение налогового законодательства;
» организует деятельность инспекций, входящих в его структуру;
» разрабатывает в пределах своей компетенции предло-жения по совершенствованию налоговой политики, законода-тельства о налогах и предпринимательстве;
» проводит разъяснительную работу по применению за-конодательства о налогах и предпринимательстве, издает норма-тивные правовые акты по вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывает и утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением, уплатой и учетом налогов, а также отчетов инспекций: входящих в его структуру;
» обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и пере-подготовку кадров и др.
Управление финансами в отраслевых министерствах, госу-дарственных комитетах осуществляют финансовые управления (отделы) этих ведомств. На них возложено выполнение таких функций, как:
» составление сводных финансовых планов и прогнозов по ведомству и контроль за их реализацией;
» проведение мероприятий по укреплению хозрасчета, повышению рентабельности и максимальному увеличению де-нежных накоплений на подведомственных предприятиях;
» контроль за эффективным использованием основного и оборотного капитала на предприятиях;
» контроль за состоянием расчетов в целом по министер-ству (ведомству) по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и покупателями, а также по заработной плате с рабочими и служа-щими;
» финансирование подведомственных предприятий и уч-реждений, руководство их финансовой деятельностью и т.п.
В низовых звеньях хозяйственного управления, т.е. на пред-приятиях и других структурах, управление финансами, как пра-вило, осуществляют финансовые отделы, а при их отсутствии — другие экономические службы (в частности, бухгалтерии). Они выполняют примерно те же функции, что и финансовые управле-ния (отделы) министерств и ведомств, но в пределах конкретного предприятия.
ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Финансовый контроль можно классифицировать по разным признакам. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: госу-
дарственный; ведомственный; внутрихозяйственный; обществен-ный; независимый (аудиторский).