18 Март 2011

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА




Основой финансового планирования служат составление и принятие бюд-жетов и финансовых балансов, а также разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ и бизнес-планов.
Оперативное управление осуществляется с целью реагиро-вания на складывающуюся ситуацию, принятия текущих решений, корректировки финансовых планов в связи с возникшими обстоя-тельствами и новыми задачами.
Финансовый контроль обеспечивает обратную связь в цепи управления финансами и предоставляет органам управления ин-формацию о соблюдении законов, правил, норм расходования, использования финансовых ресурсов и исполнении бюджетов.
Учет финансовых ресурсов выявляет их наличие на текущий момент, динамику изменения, резервы.
В теории финансов различают:
» стратегическое (общее) управление;
» оперативное управление.
Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, ус-тановлении размера финансовых ресурсов для осуществления финансовых программ и др. Его осуществляют органы государ-ственного и хозяйственного управления — парламент, Админист-рация Президента, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и др. Оперативное управление финансами является главной функцией аппарата фи-нансовой системы, реализуемой в повседневной текущей работе финансовыми службами предприятий, отраслевых министерств и комитетов, работниками Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства по налогам и сборам Республики Бела-русь и др.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ, ИХ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
Общее управление финансами в Республике Беларусь осу-ществляют высшие законодательные и исполнительные органы го-сударственной власти: парламент страны, аппарат президента, правительство. В частности, Палата представителей Националь-ного собрания рассматривает и утверждает бюджет страны, отчет о его исполнении, устанавливает республиканские налоги и сборы. Президент подписывает законы (в том числе по финансовым вопросам) или, используя свое конституционное право, возвра-щает закон или отдельные его положения на доработку в парла-мент. Правительство Республики Беларусь рассматривает проект государственного бюджета, другие финансовые документы и представляет их для обсуждения и утверждения в парламент. Обязанность правительства — принимать постановления финан-сового характера, направленные на реализацию принятых законов. Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат.
Одним из важнейших органов управления является Мини-стерство финансов Республики Беларусь. Оно проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую, валютную политику, ут-вержденную парламентом, Президентом и Правительством Рес-публики Беларусь.
Основными задачами Министерства финансов являются:
» обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
» разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государ-ством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
» эффективное проведение бюджетно-финансовой и нало-говой политики;
» участие в организации инвестиционного сотрудничества страны и регулировании внешней государственной задол-
женности;
» проведение государственной политики в области стра-ховой деятельности, надзор за страховой деятельностью на тер-ритории страны;
» регулирование и управление деятельностью других рес-публиканских органов государственного управления в финансо-вой сфере и др.
В соответствии с данными задачами Министерство финансов выполняет следующие основные функции:
» осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в стране, изучает экономику и финансы от-раслей, разрабатывает предложения по совершенствованию фи-нансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;
» организует работу по составлению проекта бюджета, ежегодно разрабатывает проект Закона о бюджете страны на оче-редной финансовый (бюджетный) год и представляет его в Совет Министров страны;
» участвует в составлении кратко- и долгосрочных про-гнозов экономического развития государства, его платежного ба-ланса;
» разрабатывает и определяет порядок и сроки формиро-вания и исполнения федерального (республиканского) бюджета;
» ведет деятельность, связанную с совершенствованием налогового законодательства страны, а также подготовкой проек-тов международных соглашений по вопросам налогообложения;
» определяет порядок финансирования расходов, преду-смотренных бюджетом;
» обеспечивает исполнение республиканского бюджета, расписывает доходы и расходы, устанавливая их поквартальное распределение, осуществляет взаимные расчеты республиканского бюджета с бюджетами областей;
» управляет средствами, находящимися на счетах казна-чейства;
» участвует в составлении проекта бюджета Союзного го-сударства, а в дальнейшем обеспечивает его исполнение;
» определяет условия деятельности страховых организаций и их обособленных подразделений;
» осуществляет государственную регистрацию страховых организаций, страховых брокеров, их филиалов и представи-тельств, а также контроль за соответствием изменений и допол-нений, вносимых в их учредительные документы, законодатель-ству и др.