Культурология - конспект лекций | Учебно-методические пособия - Part 51

3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Охарактеризуйте взаимосвязь культуры и деятельности.

2. В чем заключается специфика предмета культурологии?

3. Что изучает история культуры?

4. Что изучает теория культуры?

5. Какие проблемы относятся к числу наиболее значимых в совре-менном культурологическом знании?

6. Что понимали под «культурой» в период античности?

7. Охарактеризуйте трактовку культуры в средние века.

8. В чем заключаются различия в понимании культуры у Ж.Ж.Руссо и И.Гердера?

9. Как характеризует культуру И.Кант?

10. Какие концепции культуры относятся к классическим?

11. Назовите основные неклассические теории культуры.

12. Приведите примеры основных культурологических теорий современности.

13. Назовите основные функции культуры. Укажите доминирующую.

14. Охарактеризуйте понятие «ценность» и его взаимосвязь с понятием «культурная норма».

15. В чем заключается роль языка как носителя коммуникативной функции культуры?

16. Назовите основные культурные универсалии.

17. Определите соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

18. Выделите социальные типы культуры.

19. Охарактеризуйте понятие «доминирующая культура».

20. Каковы типологические особенности (признаки) субкультур?

21. Охарактеризуйте роль контркультуры в социокультурном развитии.

22. Укажите особенности мифосознания.

23. Раскройте содержание концепций первобытной культуры Леви-Строса К. и Юнга К.

24. Какие формы религиозных верований присущи первобытной культуре?

25. Укажите основные этапы истории культуры Месопотамии.

26. Проследите эволюцию письменности в культуре Месопотамии.

27. В чем заключается культурно-историческое значение «Эпоса о Гильгамеше»?

28. Назовите специфические черты древнеегипетской культуры.

29. Каковы особенности религиозной литературы Древнего Египта?

30. В чем сущность реформ Аменхотепа IV?

31. Определите отличие «Законов Хаммурапи» от родовых установлений.

32. В чём заключается инновационный характер античности как типа цивилизации?

33. Назовите основные этапы истории культуры Древней Греции.

34. Почему эпоху Гомера называют “тёмными веками”?

35. В чём заключались основные достижения эпохи архаики?

36. Почему период V –начала IV в. до н.э. называют “эпохой высокой классики”?

37. Назовите известные древнегреческие учебные заведения и их основателей. Что изучалось в античных школах?

38. Назовите основные периоды древнеримской культуры.

39. Охарактеризуйте систему ценностей культуры Древнего Рима.

40. Каковы предпосылки возникновения христианства?

41. В чём сущность римского права?

42. Какое влияние оказала культура Древнего Рима на современную цивилизацию?

43. Что в переводе означает “Библия” и какие книги входят в неё?

44. Назовите основные периоды развития западной средневековой культуры.

45. Каким было отношение западноевропейского средневековья к античному наследию?

46. В чём заключаются особенности развития западного христианства?

47. Какой характер носила “народная смеховая культура”?

48. Какие художественные стили существовали в средневековой культуре Западной Европы?

49. В чём заключаются основные особенности византийской культуры?

50. Назовите основные этапы развития культуры Византии.

51. Каковы социально-культурные особенности развития Древней Руси?

52. Какие культурно-исторические причины вызвали Крещение Руси?

53. В чём состояло культурно-историческое значение Крещения Руси?

54. Что в переводе означает “ислам”?

55. Какие 5 положений являются основой ислама (“столпом веры”) ?

56. Какие черты объединяют ислам с иудаизмом и христианством?

57. Что такое “шариат”?

58. На какие основные направления разделился ислам?

59. В чём заключается специфика исламского искусства?

60. Каковы основные достижения арабо-мусульманской культуры средневековья?

61. Укажите основные черты и этапы эпохи Возрождения.

62. Назовите основные открытия и изобретения эпохи Ренессанса. Как меняется картина мира и место человека в нём в данную эпоху?

63. Охарактеризуйте отношение Ренессанса к Античности и Средневековью как историческим периодам.