3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Первая из них напрямую связана с рынком, потребностями среднего человека, она ориентированна на психологическое расслабление её потребителей. Отличительными чертами её является простота, непосредственность, развлекательность. Она обращена и людям с недостаточно развитым интеллектуальным началом. С массовой культурой, предназначенной для снятия сильных производственных стрессов, связана целая индустрия досуга (в литературе, музыке, кинематографе и т.д.). Произведения мастеров элитарной культуры, как правило, рассчитано на интеллектуалов, людей с развитым художественным вкусом и высокими духовными запросами.

В последнее десятилетие XX начала формироваться культура информационного общества. Появление и развитие информационных технологий, ИНТЕРНЕТ, телекоммуникационных технологий совершенно меняет культурный облик планеты. Данный феномен требует тщательного и всестороннего изучения со стороны философов, культурологов, искусствоведов. Но уже сейчас становится очевидно, что успехи новых технологий, с одной стороны, дают свободный доступ практически любому жителю планеты в любой её точке к культурным ценностям (музеи, галереи, библиотеки), но, с другой стороны, обедняют культуру, выхолащивая из неё реальное содержание, связанное с непосредственным созерцанием произведений искусства и теми переживаниями, которые его сопровождают.

XX век – особый век русской истории. Он настолько трагичен, динамичен, насыщен социальными революциями (начало и конец века), политическими, экономическими и техногенными катастрофами как ни один из периодов российской истории. В культуре XX века можно выделить дореволюционную культуру “серебрянного века”, тесно связанную с культурой XIX века, и послереволюционную культуру, иногда называемую советской культурой, хотя правильнее было бы назвать её культурой Советской России или культурой советской эпохи.

В начале XX века русская культура переживает невиданный взлёт. Особенно он нагляден в литературе и изобразительном искусстве. В литературе появляется несколько новых направлений. Продолжают творить последователи реализма: А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, А.Н. Горький, появляются новые имена – А.И. Куприн, И.А. Бунин, В.Т. Короленко и другие. Продолжает развиваться символизм, о котором речь шла в теме, посвященной культуре XIX века. Появляется новое направление в русской поэзии – акмеизм. Его последователи (Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, С.М. Городецкий, М.А. Кузьмин) выступили за возврат к предметности, точному значению по-этического языка.

В этот период наблюдается расцвет философской и общеполитиче-ской мысли, выраженной как представителями русской религиозно-этической философии (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, В.В. Розанов, Л.И. Шестов и другие), так и русского космизма (Н.Ф.Фёдоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и другие). Русская дореволюционная наука представлена именами И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева, И.В. Мичурина И.П. Павлова, П.Н. Лебедева, Н.Е. Жуковского. В области просвещения поднимается процент грамотных, увеличивается число высших и средних учебных заведений и число обучающихся в них, растёт количество библиотек, бурно развивается печать и книгоиздательская деятельность.

Для первых десятилетий существования советской власти (20-30-е годы) характерны такие явления как “культурная революции” и новая культурная политика, направленная на формирование нового советского человека и создание пролетарской культуры, опирающейся на идеологию марксизма, считавшегося на протяжении всего периода культуры советской эпохи единственно верной формой мировоззрения.

В этот период происходит уничтожение, так называемой буржуаз-ной и дворянской интеллигенции, искусственное выращивание новой советской пролетарской интеллигенции, необходимость в которой диктовалась экономическими и политическими причинами. К числу позитивных моментов новой культурной политики следует отнести почти полное уничтожение неграмотности в СССР (к концу 30-х годов), подъем и расцвет системы образования (как среднего, так и высшего), расцвет национальных культур, бесплатный доступ населения к сокровищницам мировой и отечественной культуры.