3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Кьеркегор и ряд других деятелей искусств. Модернизм в широком смысле (авангардизм) связан с разрывом с реализмом, он декларировал отказ от связи искусства с действительностью. Модернизм включает ряд течений, направлений и школ начала и первой половины XX в., в которых были обоснованы новые культурные ценности, отличные от классических ценностей XVII-XIX веков. К числу модернистских направлений относят футуризм, импрессионизм, дадаизм, сюрреализм, кубизм, абстракционизм и ряд других течений в литературе и искусстве. Футуризм был распространён в первой четверти XX в. в основном в Италии и России. Объединённые стремления создать искусство будущего, футуристы отрицали традиционную культуру и провозглашали культ урбанизма и мощной индустрии. Основоположник и наиболее яркий представитель футуризма – итальянский поэт и публицист Ф.Т.Моринетти. Из футуристов самые известные – поэты В.Хлебников, Д.Бурлюк, А.Е.Кручёных, ранний В.В.Маяковский. Русские футуристы призывали к бунту против обыденности и смене поэтического языка.

Кубизм получил распространение в изобразительном искусстве. Он выступил за конструирование объемной формы на плоскости, за разложение сложных форм на простые и разрушение законов перспективы. Родоначальник и типичный выразитель идей кубизма П.Пикассо. Дадаизм (М.Эрнст, Ж.Арн и другие) анархичен по своей сути, он выступает против всего и вся, даже против самого себя. Дадаизм стал предшественником немецкого экспрессионизма и французского сюрреализма. Экспрессионизм пытался изобразить как единственную реальность субъективный мир человека, он стремился передать напряженность эмоций, иррациональность образов. Австрийский экспрессионизм в литературе представлен Ф.Верфелем, в изобразительном искусстве О.Какошкой, немецкие экспрессионисты — художники — Э.Л.Кирхнер, Э.Нольде, Ф.Марн, П.Клее, Э.Монк. Абстракционизм (В.И.Кандинский, К.С.Малевич, П.Мондриан) дошёл до полного отрицания связи между художественным изображением и реальными объектами. Живопись у абстракционистов стала совершенно беспредметной и не фигурной. Одним из наиболее ярких и ведущих направлений модернистской культуры стал сюрреализм. Он провозгласил источником искусства сферу познания. Одной из главных черт сюрреализма стала парадоксальная сочетаемость предметов и явлений. Сюрреализм в литературе представлен А.Бретоном, П.Элюаром, в живописи — С.Дали, Р.Мартин, в кинематографе – С.Бунюэлем.

Важнейшим философским направлениями, определившими куль-туру XX века можно назвать философию жизни, в особенности французского философа А.Бергсона с его методом анализа потока сознания, который был положен в основу большинства модернистских литературных произведений, а также произведений кинематографа, отчасти психоанализ З.Фрейда и К.Г.Юнга. Однако особое место в философии осмысления феноменов культуры XX века занял экзистенциализм, сформировавшийся под влиянием феноменологии Э.Гуссерля. Экзистенциализм, представленный именами Ж.П.Сартра, А.Камю, С. де Бовуар, проявил себя так же в литературе. В основе экзистенциализма — исследование важнейших проблем человеческого существования: жизни, смерти, заботы, страха, беспокойства и т.д.

Завершает культурное разнообразие XX века новое направление – постмодернизм. В его основе находится принцип плюрализма идей, стилей, мнений, точек зрения, свободного сочетания выразительных средств. Модернизм определяет открытое искусство, которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями и направлениями. Центральным элементом культуры постмодернизме становится текст, представляющий собой коллаж цитат, игру без правил грамматики и стилистики.

Культура XX века динамична, сложна и противоречива. В ней диалектически переплетаются национальная и общемировая культура. Культуры разных народов взаимообогащают друг друга и в то же время подчас не принимают друг друга. Происходит глобализация культуры, чаще всего в виде вестернизации и американизации, в тоже время национальные культуры, включая в себя элементы западной культуры и творчески их перерабатывая, продолжают сохранять свою самобытность и оригинальность.

В культуре XX века как никогда ранее происходит поляризация мас-совой и элитарной культуры.