3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Для культуры характерен кризис идеалов гуманизма и рационализма. Происходит распад как системы ценностей традиционного общества (за пределами европейского региона), так и ценностей классической европейской культуры. Им на смену приходят новые моральные ценности строителей коммунизма в советский период, ценности новой культуры информа-ционного общества в настоящее время.

Для культуры XX в. характерны процессы модернизации и вестернизации. В связи с этим встаёт вопрос о роли и месте национальных культур, их самобытности, проблема диалога Востока и Запада, в последние десятилетия также Севера (богатые, промышленно развитые страны в основном северного полушария от США, Западной Европы до Южной Кореи и Японии) и Юга. Неевропейские культуры, прежде всего стран Азии, семимильными шагами осваивают достижения западной (включая теперь и американскую) культуры, их научные и технические достижения, в них происходит индустриализация, урбанизация, а в последние годы информатизация, вместе с тем происходит утрата традиционного культурного контекста.

Особое место в культуре XX в. занимает феномен тоталитаризма, связанный с непомерным влиянием идеологии в (национальной, коммунистической) общественной жизни, манипулированием сознанием населения.

Одной из центральных сфер культуры является наука, которая в условиях техногенной цивилизации развивается бурно и динамично, революционным путем. В первой половине XX в. в ряде наук, в особенности в физике, произошла серия научных революций. Во второй половине XX в. начинается научно-техническая революция, продолжающаяся до последнего времени. Её основные направления – информационные и телекоммуникационные технологии, биотехнологии, микроэлектроника и нанотехнологии, космические исследования и мно-жество других.

В отличие от прошлых столетий, когда число учёных исчислялось сотнями и тысячами, а научных открытий – десятками, в XX в. число учёных стало исчисляться миллионами, а научных открытий — тысячами и десятками тысяч. Назовём только наиболее известных из учёных XX века – М.Планк (квантовая физика), А.Эйнштейн (теория относительности – релятивистская физика) , Ф.Крин и Дж.Уотсон (биология), К.Винер (кибернетика) , Дж.фон Нейман (компьютерная наука), Д. Гильберт (математика) и можно было бы назвать сотни других имён. Из отечественных — В.И.Вернадский, А.Н.Колмогоров, К.Э.Циолковский, Л.Д.Ландау, А.А.Фридман, А.Д.Сахаров и десятки других.

Наука в XX в. стала сложнейшим общественным образованием, которое анализируют с различных сторон: 1) теоретической, где наука представляет собой систему знаний; 2) как социальный институт; 3) праксиологической, где исследуется применение вызовов науки со стороны её общественного значения и т.д. Различают фундаментальные и прикладные науки. Ни одно из достижений современного общества невозможно рассматривать вне связи с наукой, прежде всего фундаментальной. В XX в. происходит слияние науки с производством, складывается система “наука-техника-производство”. Научный труд перестает быть уделом одиночек, учёных, обитающих в “башне из слоновой кости”. Большинство научной продукции создаётся в научных лабораториях, научный труд становится коллективным, требующим подчас усилий целого научного института при решении какой-либо конкретной научной проблемы. Наука постоянно применяет технику, а та, в свою очередь, стимулирует прогресс науки. Меняется роль и предназначение системы образования подготовки научных кадров. Происходит постоянное трансформирование системы образования в средней и высшей школе, исходя из практических задач и потребностей общества.

XX в. оказался наиболее динамичным во всей человеческой исто-рии. В нём постоянно происходили процессы обновления, модернизации. Возможно, именно поэтому, самыми популярными сти-лями в культуре XX в. стали модернизм и постмодернизм. Модернизм характерен для первой половины XX в., постмодернизм для последней четверти XX века.

У истоков модернизма находились французские поэты XIX в. Ш.Бодлер, П.Верлен, философы Ф.Ницше, С.