3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Все они представители реалистического направления в театральном искусстве.

Завершающим аккордом в развитии русской культуры XIX века звучит новое направление в литературе и искусстве – символизм. Наиболее крупными его представителями в русской культуре были Д.С.Мережковский, К.Д.Бальмонт, З.Н.Гиппиус, Ф.К.Сологуб, А.Белый, В.Я.Брюсов, А.А.Блок, В.И.Иванов и ряд других. Символисты концентрировали свое внимание на художественном выражении посредством символов, находящихся за пределом чувственного восприятия. В живописи идеи символизма были выражены М.А.Врубелем, В.А.Серовым, отчасти А.Н.Бенуа и Л.С.Бакстом.

Следует отметить некоторые характерные черты русской культуры XIX века: гражданственность, патриотизм, интерес к общественной жизни и в то же время к судьбе “маленького человека”. Русскую культуру этого периода, как и в целом, также отличают открытость, способность к переработке культур других народов (особенно западноевропейской культуры) вместе с цельностью и самобытностью.

Заключение.

Основные тенденции и проблемы развития мировой культуры

XX-ХХ1 веков.

Уже в конце XIX-начале XX в. углубился кризис мировоззренческой парадигмы антропоцентризма. В первой половине XX в. в большинстве стран мира (за исключением колоний) завершалось построение индустриального общества. В последней трети XX в. в развитых странах активно происходит переход к постиндустриальному обществу (технотронному, информационному, обществу, основанному на знаниях и т.д.).

XX в. ознаменовался невиданным научно-техническим прогрессом, который во второй его половине перерос в научно-техническую револю-цию. В XX в. разразились две страшнейшие мировые войны, прокати-лась серия социальных революций, произошло множество локальных конфликтов, техногенных и экологических катастроф.

Массовое серийное производство, стандартное потребление привело к усреднению вкусов, пристрастий, потребностей, в конечном итоге даже к усреднению и обезличиванию во многих сферах общественной жизни, в том числе и расцвету массовой культуры. В то же время происходит становление единой общечеловеческой мировой культуры, которая существует и развивается через взаимодействие и взаимообогащение различных национальных культур. Назревшие экологические и иные глобальные проблемы, невозможность их решения силами отдельных, даже очень развитых государств, приводят к необходимости выработки общепланетарного мышления, стратегии “устойчивого развития”, в основу которой должен быть положен принцип экоцентризма. В отличие от антропоцентризма, согласно которому человек изменяет природу и окружающую действительность по своему желанию, в экоцентризме основной акцент сделан на гар-монизацию отношений человека и природы, бережное, трепетное отношение к окружающему его миру.

В XX в. произошёл отход от принципа европоцентризма, согласно которому как магистральное направление человеческой культуры рассматривалось только развитие европейской культуры. В трудах культурологов, историков, философов культуры (А.Тойнби, О.Шпенглер, Л.Н.Гумилев, евразийцы и т.д.) утверждается идея о культурном полицентризме, уникальности каждого культурно-исторического типа. Вместе с тем, в последние десятилетия XX в. происходит глобализация культуры. Продолжается углубление противоречия между технотронизацией общества, когда развитие техники и технологии как важнейшего орудия господства над природой превращается в важнейшую цель общественного развития и духовно-нравственными исканиями человека. С одной стороны, в культуре XX в. всё больше распространение получили гуманистические принципы и идеалы, а с другой стороны, происходит деградация и дегуманизация культур. До сих пор наблюдается неравномерность развития стран и культур.

В культуре XXI века становится значимой противостояние двух установок: сциентистской, продолжающей традиции XX в. с их верой в то, что наука способна решить все стоящие перед обществом проблемы, и антисциентистской, восходящей к Ницше, для которой характерно не только принижение значения научного знания, но и идея о том, что во всех бедах человечества виновата наука.