3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Римского-Корсакова, а также П.И.Чайковского. Реализм в музыке в Италии представлен творчеством Дж.Верди, а также итальянских реалистов: Р.Леонкавалло, Дж.Пуччини. Реалистическое направление в живописи России особенно ярко выражено пе-редвижниками, в живописи Франции творчеством Ж.Ф.Милле, Г.Курбе, Т.Руссо, О.Домье.

Ещё одной разновидностью реализма во второй половине XIX век стал натурализм, в основе которого лежит идея о зависимости сущности судьбы и человека от социальной среды, быта, биологических факторов — наследственности, физиологии. Наиболее влиятельный представитель натурализма в литературе Франции – Э.Золя. К числу натуралистов можно отнести французов братьев Гонкуров, А.Доде, немца Г.Гауптмана. Теоретическими истоками натуралистической эстетики явились работы философов-позитивистов, а также идеи эволюционной теории Ч.Дарвина.

В позднем натурализме всё более явственно проступают черты декаданса, которые отмечены настроениями упадка, безысходности пессимизма, воспеванием аморальности. Впервые эти особенности проявились в новом направлении в искусстве последнего десятилетия XIX- начале XX века – символизме. Его родоначальниками стали французские поэты Ш.Бодлер, П.Верлен, А.Рембо, С.Малларме. В России символизм выражен творчеством большинства представителей “серебряного века” русской литературы – Д.Мережковского, К.Бальмонта, З.Гиппиус, Д.Сологуба, В.Брюсова, А.Белого, А.Блока. Философско-эстетической основой символизма стали работы Ф.Ницше, Э.Гартмана. Исчезновение веры в прогресс, силу и мощь разума, разрушение и переосмысление традиционных ценностей, нигилизм – вот некоторые из идей Ницше, которые определили умонастроение евро-пейского общества последней четверти XIX века. Используя символы, представители этого направления стремились прорваться к скрытым ре-альностям, идеальной сущности мира. В их творчестве рельефно представлено предчувствие мировых социально-исторических катастроф, которыми будет богат следующий XX век. Можно выделить символизм в театре – Метерлинк, живописи – Врубель.

Наконец, ещё одним крупным направлением в культуре последней четверти XIX века явились импрессионизм и постимпрессионизм. Это направление было характерно для изобразительного искусства и почти исключительно французского. Для картин художников-импрессионистов характерно изображение мимолётных впечатлений, которые он видит в данный момент перед собой. К числу импрессионистов могут быть отнесены К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега, К.Писсарро, Э.Мане, в музыке – К.Дебюсси, М.Равель, в скульптуре – О.Роден, А.Майоль. В отличие от них, постимпрессионисты — П.Сезанн, В.Ван-Гог, П.Гоген – пытались уловить в своих картинах не мимолётное и случайное, а постоянные начала бытия. Постимпрессионизм оказал влияние на появление в начале XX века модернизма.

Подводя итог краткому рассмотрению мировой культуры XIX века, следует сделать вывод о том, что с одной стороны, это – время культуры Нового Времени, эпохи расцвета классической культуры, а с другой стороны, в ней отчетливо выступают черты глубокого кризиса, в основе которого оказался кризис мировоззренческой парадигмы антропоцентризма и европоцентризма.

Историю русской культуры XIX века можно подразделить на два периода: культуру 1-ой половины XIX (до 1861 года – отмены кре-постного права) – дореформенную и культуру 2-ой половины XIX – пореформенную.

К началу XIX века в России окончательно оформляется особый тип культуры – дворянская культура – культура “дворянских гнезд” и ”вишневого сада ” и именно с ней связаны все величайшие творения в русской литературе. С середины XIX века одновременно с ней начинает развиваться и приходит ей на смену разночинно-интеллигентская культура, связанная с революционно-демократическим движением того времени.

Значительное влияние на подъем и расцвет русской культуры XIX века оказали развитие просвещения и системы народного образования. Открытие новых университетов, создание гимназий, начальных народных училищ, земских школ и т.д., успехи в развитии педагогической нации, распространение грамотности, рост образованности, появление нового общественного слоя – бессословной интеллигенции – вот наиболее важные вехи в развитии системы образования в России XIX века.

В русской культуре XIX века значима роль печати, книгоиздательской и библиотечной деятельности.