3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Выдающимися деятелями немецкого романтизма в литературе были Э.Т.А.Гофман, Г. фон Клейст, Ж.Поль, Г.Гейне. Романтическое направление в немецкой музыке представлено Р.Шуманом, Р.Вагнером. Романтизм в музыке выражен также французом Г.Берлиозом, венгром Ф.Листом, поляком Ф.Шопеном. Крупнейшие представители английского романтизма в литературе – Д.Н.Г. Байрон, В.Скотт, Дж.Китс и Б.Шелли. Русские романтики – В.А.Жуковский, В.Ф.Рылеев, М.Н.Загоскин, А.С.Даргомыжский. Из живописцев-романтиков следует отметить фран-цузов Т.Жерико и Э.Делакруа, россиянина О.Кипренского.

Просветительские тенденции в русской культуре привели к транс-формации ее ценностно-смысловой наполненности, формированию дво-рянской культуры. Развивается система образования (в 1721г. открыт первый русский университет), вводится гражданская азбука, в развитии естествознания значительную роль сыграл энциклопедист и гуманист М.В.Ломоносов. Появляется литература светского характера, формируется журналистика.

В Беларуси в результате распада Речи Посполитой усиливаются процессы полонизации, окатоличивания населения. Традиции и ценности белорусской культуры (при запрещении белорусского языка) теперь сохраняются народом в фольклоре, обрядах, бытовой культуре.

Противоречивость и динамичность социокультурных изменений Нового времени нашли свое отражение в антитезе, противоположности таких направлений художественной культуры как барокко и классицизм.

Барокко (букв. странный, причудливый) – стиль искусства, возни-кающий в Италии в конце XVI века, характерный для художественной культуры до конца XVIII века. Эстетические принципы барокко:

1) единство, синтез реального и фантастического;

2) зрелищность, контрастность, драматизм – ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и восприятие произведений искусства;

3) декоративность, контрастность, эффектность в сочетании с мотивами мученичества, экстатичности, экзальтации;

4) масштабность и многоплановость достигаются через слияние видов искусства, сочетание его различных форм.

В барочной архитектуре преобладают городские и парковые ансамбли, особую роль играет фасад и планировка зданий, декоративность оформления. Ведущими представителями барокко были Л.Бернини, Ф.Борролини, В.Растрелли. Живопись (представленная в работах Караваджо, П.Рубенса, А.Ван Дейка и др.) пронизана напряженностью, динамизмом, экзальтацией, элементами мифологического и аллегорического характера. В литературе (П.Кальдерон, Т.Тассо, Симеон Полоцкий, М.В.Ломоносов) преобла-дает возвышенность, художественная образность, эффектность словосочетаний. На первый план в художественной культуре выдвигаются музыкально-театральные жанры – опера, оратории, кантаты.

Классицизм как направление художественной культуры отражает контрастность человеческой личности в условиях изменившихся социокультурных реалий. Эстетические принципы классицизма:

1) идеализация древнегреческой культуры и искусства, ориентация на нравственные принципы и идеи гражданственности;

2) приоритет воспитательного значения искусства, признание ведущей роли разума в познании прекрасного;

3) пропорциональность, строгость, ясность в классицизме сочетаются с законченностью, завершенностью художественных образов, универсализмом и нормативностью.

Классицизм проявил себя в архитектуре (К.Леду, Ж.Габриэль, Ф.И.Казаков), в живописи (Н.Пуссен, Ж.Л.Давид, Д.Рейнолдс, Т.Гейнсборо), в музыке и литературе. Фактически в истории культуры классицизм явился последним целостным художественным направлением с единой стилевой ориентацией и канонами эстетического творчества.

Социально-политические преобразования в Европе, французская революция и войны начала XIX века изменили лицо культуры, по-хоронили веру в возможность ненасильственного прогресса, но, в то же время, детерминировали процессы формирования культуры нового типа – культуры индустриального общества и техногенной цивилизации.

Культуру XIX века можно определить как классическую. Это время расцвета капитализма, эпоха промышленных революций в большинстве стран Европы и США.