3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




В русле развития и углубления идей Воз-рождения и Реформации возникает новая “классическая” естественнонаучная картина мира, в центре которой – человек. В структуре культуры выделяются такие ее специализированные сферы как наука и техника.

Реформы во всех сферах социокультурного бытия, демократические преобразования общества, научная революция, утверждение рационализма в мировоззрении образуют единый мощный поток культурных достижений.

На основе научных и технических изменений мировоззренческими ориентациями становятся сциентизм и рационализм, в доминировании которых значительную роль сыграли философские концепции Ф.Бэкона, Р.Декарта, Б.Спинозы, французских и немецких деятелей эпохи Просве-щения. Характерной чертой культуры становится ее светский характер, т.к. религия все в меньшей степени оказывает воздействие на другие ее сферы. Рост городов и городского населения ведут к формированию урбанистической культуры.

Период, предшествующий Великой французской революции (1789 г.), а также европейскую культуру XVIII века называют эпохой Просвещения.

Просвещение – идейное и общественное движение в европейских странах, отстаивавшее идеи равенства всех перед законом, гуманизацию всех сфер социальной жизни, права и свободы личности, необходимость доступности образования. “Ось” просветительских теорий – вера в могущество и всесилие человеческого разума, утверждение рационализма в мировоззренческой парадигме. Общими для просветителей являлись цели и идеалы: свобода, благосостояние всех людей, мир, веротерпимость, а также критическое отношение к авторитетам и догмам, вольнодумство. Это течение развивалось представителями разных классов и сословий: аристократии и дворянства, духовенства и “третьего” сословия. Формируется новый субъект культурно-исторических преобразований – интеллигенция, которую представляют выходцы из всех слоев общества. Идеалы Просвещения и деятельность интеллигенции способствовали повышению образовательного и культурного уровня населения, расширению рынка газет, книг, произведений искусства. Так начинаются процессы коммерциализации культуры, ее доступности. ”Завершение эпохи Просвещения явилось, с культурной точки зрения, возникновение массовой культуры. Ее следует считать низшим слоем буржуазной культуры” (А.И. Кравченко. Культурология: Учебное пособие для ВУЗов. – М., 2001. – с.318).

Разнообразие условий социокультурной жизни XVIII века детерминировало специфику процессов Просвещения в европейских странах. Выделяют английское Просвещение, в котором отсутствовало противостояние англиканской церкви и просветительских концепций, в его основе лежали процессы коллективной созидательной деятельности. Французское Просвещение испытало сильное воздействие аристокра-тической культуры, и в то же время ему присущи свободомыслие и радикализм, конфликты с католической церковью и государственной властью. Атеистические взгляды, критика религии и церкви характерны для Д.Дидро, П.Гольбаха, Гельвеция, Ж.Ж.Руссо. Немецкое Просвещение развивалось в русле реформы образования, создания начальных школ и профессионального обучения. В рамках деятельности просветителей рождается романтизм как художественное и идейное направление. Представителями романтизма были Новалис, Ф.Шиллер, И.В.Гете, А.Шлегель, В.А.Жуковский, Дж.Байрон, М.Ю.Лермонтов. Романтизм явил собой не просто стиль в искусстве, подобно классицизму, а форму идеологии, общекультурное движение, ох-ватившее разнообразные феномены от моды на одежду до философско-эстетических воззрений, политической экономии, истории. Он способствовал многостороннему художественному обобщению действительности и её углубленному философскому познанию. Основой романтического мировоззрения явилось расхождение идеала и со-циальной действительности. Романтизм провозгласил приоритет индивидуальных вкусов творческой личности, устремлённость к безграничной свободе, жажду обновления и совершенства. Философско-эстетическую основу романтизма составили работы немецких фило-софов Ф.В.Й.Шеллинга, Ф.Шлегеля.