3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Важнейший догмат — учение об оправдании личной верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Все члены общины могут участвовать в её религиозной жизни – это учение о всеобщем священстве. Из всех таинств здесь признаются только причастие и крещение.

Протестантизм – условное название, объединяющее ряд религиозных направлений, таких как лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методизм, баптизм и др. Возникновение протестантизма оказало влияние на социокультурные процессы Северной Европы, стимулировало появление новых культурных норм и развитие художественной культуры. Искусство, изгнанное из храмов, во всё большей мере приобретает светский, нерелигиозный характер (в живописи появляется пейзаж, бытовые сцены и т.д.) Формируется новый, основанный на протестантском вероучении, морально-этический кодекс, который М.Вебер назвал “духовным оправданием капитализма в Европе”. Дух реформационных изменений выплеснулся и за пределы самой европейской территории, стимулировал освоение американского континента (первые переселенцы, как правило, были про-тестантами). Расширение воздействия возрожденческих инноваций привело к изменениям культурной жизни славянских народов.

Черты Возрождения в литературе, искусстве, философской мысли в Беларуси воплотились в религиозной форме и были тесно связаны с Ре-формацией. В XVI-XVII веках города становятся центрами ремесла и торговли, формируется этническое самосознание и лингвистическая общность. К этому периоду относится возникновение и расцвет книгоиздания, оригинальное летописание, белорусский становится государственным и литературным языком. Возникновение разных школ и развитие системы образования способствовали проникновению идей гуманизма в культуру, в том числе и в педагогику. Возникает религи-озный скептицизм (Ф.Скорина, С.Будный, Л.Зизаний), основанный на идее субъективизма веры, пересмотра ортодоксальных религиозно-философских понятий, самостоятельной интерпретации библейских текстов, знаменовавший поворот к гуманизму и всестороннему изуче-нию человека.

В XV-XVI вв. в искусстве Беларуси воплотились как черты средне-вековой, так и ренессансной художественной культуры. Наряду с храмовой архитектурой развивается городская (госпитали, ратуши и т.д.) архитектура. В скульптуре выявляются формы человеческого тела, пластика становится объемной. В живописи на смену иконе приходит портрет, доминирует насыщенность цвета и рисунок, используется растительный орнамент. Наиболее полно черты Возрождения проявились в гравюре, развитие которой связано с деятельностью Ф.Скорины (иллюстрации к его книгам). Появляются нотные издания.

Брестская уния 1596 г. явилась, значимым фактом не только религиозной, но и культурной жизни белорусов. Уния как объединение католической и православной церквей на территории Речи Посполитой была объявлена на церковном Соборе в Бресте. По её условиям православная церковь на этой территории признавала главенство Римской курии и основные догматы католицизма, но богослужение происходило на церковнославянском языке.

Часть населения во главе с крупнейшими феодалами, духовенством выступили против Унии, расширение которой вызвало протест и борьбу за сохранение национальной культуры, языка, традиций и обычаев. Особую роль в ней сыграли православные братства и “братские школы”. В результате была легализована деятельность Русской православной церкви (1633г.). Ученики и учителя “братских школ” стали выдающимися деятелями эпохи Возрождения в Беларуси.

Тема 7. Становление культуры техногенной цивилизации: от новоевропейского переворота к информационному обществу. Беларусь в социокультурной динамике.

В культурологии Новым временем обозначают период формирова-ния культуры индустриального общества, преимущественно по отноше-нию к Европе. Хронологически охватывает XVII, XVIII в. и первую половину XIX века, но по своему значению это эпоха формирования культуры нового типа характеризующей техногенную цивилизацию. Его началом явились научные, промышленно-технологические и социальные революции, изменившие пространство культуры и духовный менталитет, в основе которого теперь лежит антропоцентризм как ми-ровоззренческая парадигма.