3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Человек при этом оказывается центральным звеном цепи космического бытия, именно в нём максимально проявляется творческая энергия и мощь, созидательный потенциал, ответственность за самого себя и мир как таковой. Этим обусловлен интерес к проблеме человека не только в философии, науке, но и в искусстве – человек становится центральной темой худо-жественной культуры, а его возвышенные интеллекту-альные, духовные и физические качества – основными её сюжетами. Героический идеал гармоничного сплава духовного и природного – это эстетический принцип, ле-жащий в основе системы ценностей культуры Возрождения. Ярким примером здесь предстаёт скульптура Давида, созданная Микеланджело Буанаротти, которая стала своеобразным художественным символом менталитета эпохи.

3. Гуманизм (от лат. Humanus –человеческий, человечный, образованный) — это и характерная черта культуры Ренессанса, и направление светской и философской мысли данной эпохи. Вместо средневекового идеала аскетизма и идеологемы грехопадения – откровения-искупления, менталитет Возрождения пронизан идеей права человека на реализацию самого и своих возможностей в земной жизни, что в свою очередь порождает принцип свободы личности и мечту о справедливом государственном устройстве (Т.Мор “Утопия”, Т.Кампанелла “Город солнца”, Н.Макиавелли “Государь”). В тенденции ренессансного гуманизма можно усмотреть зарождение новой идеоло-гемы, которая будет преобладать в западноевропейской культуре позже в эпоху Просвещения и Нового времени – идею равенства, свободы и счастья всех людей.

Гуманизм в литературе — Данте Алигьери “Божественная комедия”, Ф.Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” (в данной работе ярко прослеживаются народные, связанные со “смеховой” культурой истоки гуманизма), Сервантес ”Дон Кихот Ламанчский”, творчество Шекспира.

В философии Эразма Роттердамского, его диспутах с Мартином Лютером о свободе воли, в “Похвале глупости” как гимне разумности, просвещенному человеку, отразились основные идеи гуманизма. Пико делла Мирандола в трактате «О достоинстве человека» сформулировал ценности гуманизма. М.Монтень в своих «Опытах», не только отвергает христианское понимание человека как венца божественного творения, но и антропоцентризм своих современников – человек должен осознать себя частицей величественной, вечной и постоянной изменчивости природы. Свобода же его – в признании природного закона, в жизни и деятельности сообразно ему. Остроумие, скептицизм и вольнодумие, парадоксальность и афористичность высказываний поставили “Опыты” Монтеня в ряд лучших философских произведений эпохи позднего Ренессанса.

В науке гуманизм проявляется и как усиление интереса к природе человека (исследования в области медицины) и его социальному положению, правам и свободам. Появление искусствоведения, трактатов и работ по теории искусств привело к созданию принципа “золотого сечения” Пачали.

Человек как центральная фигура культуры Возрождения взят в героиче-ском масштабе, в нем подчеркивается всё возвышенное, лучшее, благородное. Эстетический идеал – человек прекрасный, в момент высшего напряжения духовных сил.

Северное Возрождение, хронологически начинается позже (с XVI века), проходит совместно с религиозным движением — Реформацией. Результатами реформационных преобразований явились социокультурные изменения во всех сферах жизни, завершение эпохи Ренессанса, формирование нового направления христианства – протес-тантизма.

Кризис католицизма и папской власти, недовольство церковью, её богатством, роскошью, наживой на индульгенциях породили потребность в упрощении обрядности, догматики, культовых действий, что привело к возникновению новых религиозных объединений и протестантских общин. Формирование протестантизма, начало которому положил Мартин Лютер, связано с именами Т.Мюнцера, У.Цвингли, Жана Кальвина. При всех различиях конфессий, протестантизм имеет общие черты: 1) отрицание власти римского папы и монашества; 2) единственным авторитетом веры признавались Священное писание; 3) признание права верующих читать и истолковывать Библию; 4) спасение человек получает не от церкви, а только как божественную благодать.