3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Основанием для такого названия явился возврат к идеалам и принципам античной культуры. Главной темой литературы, искусства, философии становится человек, а сама эпоха может рассматриваться как переход от средневековой культуры к эпохе Просвещения. Именно в это время достигает своего пика кризис теоцентризма как мировоззренческой парадигмы, а изменение социально-экономических отношений, положения личности, борьба городов за свободу и самостоятельность порождают и новые способы, формы осознания мира и изменившегося места человека в нём. И хотя новые духовно-культурные универсалии постепенно выкристаллизовывались в рамках христианского миропонимания, где ещё невозможен отказ от идеи Бога вообще, сам характер понимания и объяснения мироздания, возможностей и способностей человека намного ближе к античной традиции, чем к средневековой. Культура эпохи Возрождения уже выходит за пределы традиционализма, закладывая основания не только новой мировоззренческой парадигмы, но и способ её функционирования. Традиционализм, восходящий к античности, дополняется рационализмом, зачатки которого возникают именно в эпоху Ренессанса.

Новые духовно-культурные универсалии формируются первоначально как тенденции осознания изменившихся условий наличного бытия в повороте от теоцентризма к гуманизму. Интерес к античному наследию нашел свое выражение в новом идеале прекрасного, гармоничного человека, что привело к секуляризации искусства, возникновению теоретического искусствоведения. Возродилась античная теория мимезиса (подражание жизни), суть которой образно выразил один из лучших представителей творческого гения эпохи Леонардо да Винчи: “кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину”.

Эпоха Возрождения для наиболее развитых стран Европы – это период зарождения машинного производства, складывания капиталистических отношений, формирования национальных государств и абсолютных монархий, возвышения буржуазии в борьбе и противостоянии с феодальной структурой общества, эпоха глубоких социальных конфликтов, вылившихся в крестьянскую войну в Германии, религиозные войны во Франции и революцию в Нидерландах, движение Реформации и католической Контр-реформации в Европе. Весь дух эпохи был буквально пронизан глубочай-шими социально-политическими и идеологическими конфликтами, и в тоже время – достижениями в естествознании, великими географическими открытиями, созданием Н.Коперником новой космологии (которой позднее предстоит стать одной из основ новой мировоззренческой парадигмы).

Хронологические рамки эпохи Возрождения в различных регионах континента не совпадают, но в культурологии общепринят подход, в соответствии с которым её начало лежит в особенностях культуры Италии со второй половины XIII-XIV в.в. до середины XVI века. Итальянское Воз-рождение подразделяется на несколько этапов: сер.XIII-XIV в.в – Прото-ренессанс ( предвозрождение) и треченто; XV век – раннее Возрождение (кватроченто) ; конец XV – первая половина XVI в. Высокий Ренессанс (чинквеченто). Возрождение как целая эпоха в культуре, характеризуемая своими собственными специфическими особенностями, относится не только к итальянской, французской, испанской, но и к общеевропейской культуре в целом. Выделяют также белорусское Возрождение, эпоху русского Ренессанса.

Доминирующими особенностями культуры Ренессанса явились:

1. становление экспериментальных методов в естествознании, медицине, рост объема знаний, что привело к зарождению рационализма;

2. поворот от теоцентризма к антропоцентризму. Центральной фигурой культуры во всех ей проявлениях становится не мир небесный, не Бог, а человек, который понимается как творение Божие, и как неотъемлемая часть природы, что привело к усилению интереса в познании и объяснении человека в его земном предназначении, так и к изменению взглядов на природу Бога. Место теоцентризма в его ортодоксальном христианско-богословском варианте постепенно занимает пантеизм – картина мира, в которой явно просматривается тенденция отождествления Бога и природы, обожествление природы и человека.