3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Согласно этой теории весь мир разделен на области ислама – «дар-аль-ислам» и на область войны «дар-аль-харб». (К первой относились страны под властью ислама, ко второй – управляемые «неверными»). Кроме двух этих областей некоторые мусульманские факиры выделяли и «область мира» — «дар-аль-азльх» (правители этих земель признавали себя вассалами мусульманских государств и платили определенную дань). Воины, погибшие на войне за веру, не считались мертвыми, они живы. «И никак не считайте тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живы! Они у своего господа получают удел…» (Коран 3,163). В борьбе с «гяурами» правоверные должны забыть о мирских делах, полностью отдаться борьбе за веру, здесь активные воины всегда предпочтительнее пассивно-верующих «… всем Аллах обещал благо, а усердствующим Аллах дал преимущество перед сидящими в великой награде» (Коран 4,97) – все они попадают в рай (эти идеи во многом явились источниками фанатизма, веры в мусульманскую исключительность, а также входит в общую концепцию панисламизма).

В состав халифата входили многие народы, находящиеся на различных ступенях развития, к ним вместе с завоевателями и исламом пришла и арабская культура, возникшая на базе древнейших цивилизаций как Запада, так и Востока. На мусульманском Востоке к IX веку образовалось несколько десятков центров культуры с мировым значением. Официальным и литературным языком в халифате и завоеванных странах стал арабский язык. Расцвета арабоязычная культура (которая носила несомненно мусульманский характер), достигла в IX –XIII вв. в Средней Азии и Азербайджане. В это время творили Рудаки, Аль-Фараби, Иби-Сина, Аль-Беруни и др. Гегель указывал на выдающиеся успехи арабской культуры: «С такой же быстротой, с какой арабы и их фанатизм распространялись по восточному и западному мирам, они поднялись по ступеням образованности и вскоре преуспели в интеллектуальной культуре гораздо больше, чем западный мир».

Арабо-мусульманская культура имеет свои специфические особенности, к числу которых правомерно отнесен шариат. В нем в единую систему связаны законы, регулирующие правовые, моральные и религиозные аспекты общественной и личной жизни мусульман. По шариату устанавливается регламентация действий, пищевые нормы, запрещаются азартные игры на деньги, игра на музыкальных инструментах, вступление в брак с иноверцами. К праздничным дням в исламе относится пятница. В развитии мусульманского искусства особую роль сыграл запрет на изображение Аллаха, человека и животных, поэтому в искусстве преобладают словесные жанры, архитектура, ковроткачество, декоративно-прикладное искусство.

Культура исламского мира объединена историко-культурными и художественными традициями, религиозным образом жизни. Начиная со средневековья, арабо-мусульманская культура достигла значительных успехов. В архитектуре это новые типы монументального зодчества: мечети, башни-минареты, мавзолеи и др. Оригинальностью отличались все виды декоративного искусства – от орнаментации зданий до украшения оружия. Активная переводческая деятельность арабов не только познакомила их с античной наукой и философией, но и способствовали их возрождению в Европе.

Во всех мусульманских странах появились многочисленные библиотеки, когда с конца восьмого века в ближневосточной цивилизации появляется техника изготовления бумаги. Развивается система образования – в X веке сформировался тип средней и высшей (медресе) школы.

Влияние исламской культуры на мировую культуру в целом огромно, что проявляется и в реалиях современности. В современном исламе традиционализм сочетается с модернизмом, существует и исламский фундаментализм.

С развитием новых видов деятельности, укреплением торговых и экономических связей, ростом влияния городской культуры зарождаются и начинают активно нарастать процессы формирования нового типа социальных отношений, которые впоследствии получат название раннебуржуазных. На смену средневековью приходит новая эпоха — период Возрождения.

Сам термин “возрождение” (по-французски “ренессанс”, по-итальянски “ринашименто”) впервые встречается у итальянского архитектора , живописца и историка искусств Дж.Вазари (XVI в.) и с тех пор является общепринятым для обозначения исторической эпохи, обусловленной ранней стадией развития буржуазных отношений в Европе.