3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Здесь устами Мухаммеда разъясняется могущество Бога, то, как он, создавший этот мир и все сущее, — строг и суров. В то же время он милостив и милосерден к людям. Люди же должны полностью предать себя воле Аллаха, никогда не забывать о нем, почитать его и помнить о грядущем суде.

Третий период мекканских проповедей называют «пророческим»: они составили основные повествовательные тексты, в которых главным аргументов для увещевания соотечественников Мухаммеда стала «история». Пророк напоминал людям о древних героях и вероучении: Нухе-Ное, Луте-Лоте, Ибрахиме-Аврааме, Иисуфе-Иосифе, Исе-Иисусе. Все они были пророками и посланниками единого Бога: все они старались наставить людей на путь истинный, все подвергались преследованиям. В конце концов, Аллах всегда возвышал своего пророка, а его противников унижал или вовсе уничтожал. Рассказывает Коран и о великих героях и мудрецах: «Двурогом Александре Македонском, Дауде-Давиде». Всеми этими историями о прошлом Коран запугивал мекканцев, чтобы привлечь их на сторону Мухаммеда. Эти многократно повторяющиеся рассказы составили комплекс историко-этических повествований, которые можно назвать сказаниями Корана. Со временем они стали одной из важных сторон мусульманской культуры. К кораническим мотивам добавилось множество других, почерпнутых из культурного наследия разных народов, принявших ислам. В мусульманской литературе возникает специальный жанр «Рассказы о пророках». О древних героях писались поэмы, складывались легенды.

Коранические сказания не только пронизывают мекканские суры, но и часто встречаются и в следующем этапе «ниспослания» — мединском. Главной идеей мединских проповедей стала мысль о том, что именно ислам (а не иудаизм и христианство) несет людям истинное единобожие праотца Ибрахима-Авраама. Сказания здесь более пристрастны, медлительны, менее вдохновенны, чем мекканские.

Поскольку Мухаммед ничего не писал (подозревают, что он был неграмотен), его сподвижники и современники запоминали произносимый текст Корана, знали его наизусть. Отдельные записи использовались как вспомогательное средство для оживления памяти, однако, со сменой подвижников знанию священного текста грозила гибель.

Уже при первом Халифе (Абу-Бакре) были сделаны первые попытки записи Корана, а при 3-ем Османе была составлена окончательная редакция Корана, которую объявили самой полной и достоверной. Остальные записи были уничтожены. В настоящее время во всех течениях ислама принята османская редакция текста Корана.

В период правления халифов в дополнение к Корану была создана Сунна — священное мусульманское предание, состоящее из массы хадисов, т.е. рассказов о поступках и суждениях пророка Мухаммеда. В основе идей Сунны – концепция, согласно которой нормы общественной морали зависят от этики ислама, исходящей от самого Алллаха. Сунна рассматривается как руководитель в понимании Корана, поскольку предоставляет широкие возможности свободного творческого толкования его текста. Количество хадисов доходило до 600 тысяч, и они были объеденены в специальные сборники (наиболее достоверными считались те хадисы, авторами которых выступали сподвижники и жены Мухаммеда). В теории ислама появляется специальная наука – «наука о хадисах» с многочисленными школами.

Пути распространения ислама были разнообразными по своим формам и методам. Так, уже при первом «халифе» — приемнике Мухаммеда — Абу Бакре (632-634) начались арабские завоевания, продолженные при халифах Омаре (634- 644) и Османе (644-656), стараниями которых Арабский халифат превратился в огромную империю, охватившую к середине VII века – Южную Испанию, Закавказье, Северный Кавказ, Среднюю Азию, Западную Индию. В некоторых случаях в завоеванных регионах ислам насаждался насильственно (Кавказ, Средняя Азия), в других – мирными средствами, в первую очередь через миссионерскую деятельность служителей мусульманского культа.

В связи с задачами распространения ислама в нем появляется концепция «джихада» или «газавата» — войны за веру, «священной войны», которая возводится в ранг божественной миссии.