3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Византия становится аграрной страной. Сохраняется централизованно-политическая власть, самым крупным центром остаётся Константинополь (его население насчитывает в это время 200-250 тыс. человек). Основные события духовной культуры того времени связаны с религиозно-политической борьбой, сопровождавшейся ростом мистицизма. Особой популярностью пользовалась теория “синергизма” (создатель – Матвей Исповедник), в основе которой лежала идея, что “человек содержит в себе часть божественной энергии, с помощью которой поддерживает контакт с божеством через веру и волю”.

В 762 году император Лев III обнародовал эдикт, объявляющий почитание икон и мощей идолопоклонством. Начинается эпоха иконоборчества, продлившаяся до 843 г. Традиции иконописи в Византии восходили к широко распространённому в ранневизантийскую эпоху портрету, но иконы, считалось, обладают еще и чудодейственной мощью. Кризис религиозного изобразительного искусства породил иконоборчество, законодательно закреплённое церковью Вселенским собором 754г., который осудил иконопочитание как козни сатаны, запретил писание икон Христа, Богоматери и святых, “оскорблять их презренным эллинским искусством”.

В разгар иконоборчества возникает павликианство – движение протеста в православном христианстве, согласно вероучению ко-торого мир разделён на два враждебных царства – духовное, исходящее от Бога, и материальное – царство зла, исходящее от сатаны. Отвергало культ богородицы, иконы, святых, возрождало идеи и практику раннехристианских общин, активно проповедовало аскетизм.

Во главе иконопочитателей стало монашество, в лице своих лучших представителей Иоанна Дамаскина, Ф. Студита, отстаивавших независимость церкви от государства, возврат к духу и смыслу христианского миропонимания. В 787 г. в Никее VII Вселенский Собор осудил иконоборчество, признал возможным использование и почитание икон в богослужении. (Иконоборчество возродилось ещё и в 802-815 годах, но затем было окончательно осуждено).

В середине 9–го века Византия становится одним из крупнейших и могущественных государств Европы. Вплоть до конца XII века длится своеобразный “ренессанс” византизма, в основе которого лежало возрождение античных традиций. В XI веке были открыты высшие юридические и философские школы, где готовили государственных и духовных сановников. В них преподавали виднейшие мыслители византийского средневековья: Константин Лихуд, Михаил Пселл и др. С XII века высшая школа попадает под покровительство церкви и на неё возлагается задача борьбы с ересями. С 1204 года система просвещения перемещена в монастыри.

В конце IX века на основе традиции пустынножительства возникает знаменитый Афонский комплекс монастырей, ставший международным центром православного монашества. Расширяется миссионерская деятельность византийской церкви, её крупнейшим центром стала Фессалоника, из которой происходили основатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. В 863 году состоялось их знаменитая моравская миссия, после которой появились христианские службы на славянских языках.

В период “македонского возрождения” происходит подъём византийской культуры – это новое обращение к античному наследию со строго христианских позиций. Церковь и религия регламентируют нормы семейного права, ужесточают православные требования, растёт роль церковного суда. В светском искусстве господствует принцип “в здоровом теле здоровый дух”, в византийском религиозном искусстве восторжествовала собственная идея соотношения духовного и телесного, идея гармонии (красота телесная есть отражение, проявление красоты духовной, подтверждение совершенства духовного начала). Возрождается иконопись, храмовое искусство в целом, в убранстве храмов воплощена теология примирения. В архитектуре широкое распространение получает первоначально базилика, затем византийский крестово-купольный тип. Вырабатывается единый монастырский комплекс, включавший иконографическую программу внутреннего оформления храма, в основе которой лежало единство монументальности и живописного оформления, освещения, литургии и её вокально-хорового сопровождения.