3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Культура западноевропейского средневековья активно взаимодействовала с византийской и арабо-мусульманской, явилась пространством формирования европейских наций, государств и языков. В средние века возникли предпосылки и элементы современной цивилизации и культуры.

Культура Восточной Римской империи, получившей уже после ее распада название Византия, характеризуется своими специфическими чертами и особенностями, ее основу составляло христианство в форме греко-православия. Особенности византийской культуры: 1) синтез эллинизированного христианства с элементами иудейской, иранской и частично германо-славянской культур; 2) постоянные столкновения и борьба за политическую власть между этническими группами и социальными слоями. Поскольку территория Византии неоднократно изменялась, среди её многонационально населения существовало соперничество, а отсутствие закона о престолонаследии чрезвычайно обостряло борьбу за императорскую власть, что в свою очередь вело к взаимопроникновению элементов культур; 3) для византизма была характерна высоко развитая государственность, построенная на абсолютной авторитарности (личность была полностью подчинена тоталитарному государству, отсутствовал дух корпоративности, свойственный средневековой Европе); 4) тесный синтез государства и церкви в Византии предполагал подчиненность духовных властей светским, что обусловило особенности развития культуры.

Византизм как тип культуры оформлялся под воздействием античности, сохраняя и развивая её традиции, но построена эта культура была на фундаменте христианства, восприняв его теоцентризм и основные духовно-культурные универсалии. В это же время нельзя провести четкую грань между позднеантичной культурой и визан-тизмом, внутри которого долго ещё сохраняли лидирующее положение античные принципы, тематика, жанры и формы художественного творчества.

В истории Византийской культуры принято выделять ряд этапов. Ранний византизм охватывает период с V по VII века, когда складываются традиции имперской жизни, осуществляется переход от античности к средневековью, при сохранении античной научной мысли развивается христианское богословие и художественный идеал. В Восточной Римской империи господствовала частная, индивидуальная собственность. Власть императора была основана на суверенных правах государства, где сохранились римские традиции гражданства, права, государства (примером чего служит процедура выборов императора). В мировосприятии господствует оптимизм, идея богоизбранности византийцев, что привело к появлению тезиса, что Константинополь – град Божий.

В целом основанная на греко-православии, ранневизантийская культура носила двойственный характер, основанный на ”теории симфонии” — единства императорской, светской и духовной, церковной властей. Между дворцом и храмом, императорским портретом и иконой существовали неуловимые связи и параллели, и там и там доминирует определённая официальность и директивность, торжественная монументальность. В философии того времени наряду с развитием неоплатонизма, идей античности, основное внимание уделяется христологическим проблемам (споры о природе Иисуса Христа).

Как определённый специфический протест против образа жизни об-щества складываются традиции отшельничества и пустынножительства, оказавшие впоследствии значительное воздействие на духовное мировидение греко-православия.

Важным достижением византийской духовной культуры этого периода была развитая система просвещения, включавшая в себя начальное, среднее и высшее образование. Если начальная ступень строилась первоначально на изучении мифологии греко-римского мира, то позднее она базируется на христианском псалтыре. Средняя ступень включала орфографию, грамматику, принципы стихосложения, философию, математику, обучение осуществлялось под руководством грамотеев-учителей (или риторов). В IV-VI веках сохранялось со временем античности высшее образование а Афинах, Александрии, а затем и в Константинополе.

Второй этап развития византийской культуры длился с середины 7-го века до середины 9-го, когда наметился спад в области культуры, связанный с общим экономическим кризисом, потерей восточных провинций и крупных центров, сокращением населения городов.