3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




В структуре культуры наряду с клерикальной культурой возникают и формируются субкультуры: рыцарская, основанная на собственной системе ценностей, включая культ Прекрасной дамы и кодекс чести; городская; студенческая. С появлением первых университетов начинается процесс генезиса студенческой субкультуры, включавшей традиции, обряды, нормы поведения, внешние атрибуты одежды и собственный фольклор. С ростом городов и численности городского населения развивается го-родская субкультура.

В художественной культуре возникает единое направление – роман-ское искусство. Его формирование связано с возвращением интереса к достижениям греко-римской культуры, синтезом античных и местных традиций, в первую очередь с традициями кельтских, германских и других северных племен. Поскольку основное количество сохранившихся памятников романского стиля являются архитектурными сооружениями: различные стили этого времени различают по архитектурным школам. Так, собор в Равенне, имеет черты несомненного влияния византийской архитектурной школы. Здания часто создавались или декорировались элементами, изъятыми из старых римских построек. Внутри соборы и церковные комплексы украшались скульптурными композициями, чаще рельефами и барельефами, так как скульптура здесь еще не отделена от стены (аббатство Клюни во Франции). Особую роль играли изображения сцен Страшного Суда и адских мук.

На смену романскому искусству приходит готика – подлинное за-вершение расцвета средневекового искусства. В архитектуре на смену монастырским зданиям приходит сооружение городских соборов, пространство которых создавалось в расчете на все население. Это пространство пронизано световой и цветовой символикой, чему способствовала витражная живопись. Скульптура отделяется от стены, приобретает округлость и выразительность, выступает в реальное пространство, фигуры еще скованы и напряженны, но образы несут духовную энергию. Многочисленные арочные перекрытия и декоративные элементы придавали готической архитектуре значительность, контрастность и экспрессивность. Примером раннего готического искусства является Собор Парижской Богоматери, зрелого – Собор в Реймсе.

В формировании готического стиля значимую роль сыграли город-ское строительство и городская культура. Появляются городские соборы, отличающиеся от монастырских церквей как размерами, так и своим предназначением. Они являются средоточием не только религиозной деятельности, но и всей жизни горожан. Готическую архитектуру называют “музыкой в камне”, т.к. соборы украшались скульптурой (она отделяется от стены), ее образы несут духовную энергию, фигуры, хотя еще и скованы в движениях, вытянуты и столпообразны, приобретают округлость и выражают экспрессию образов.

Наряду с пластическими искусствами развивались театр (средневековые мистерии разыгрывались в помещениях соборов), изобразительное искусство (витражи, мозаики), литература. В ней преобладают “латинская” поэзия, народные героические эпосы, такие как “Беовульф”, “Песня о Роланде”. Возникает рыцарский роман (“Тристан и Изольда”), рыцарская куртуазная поэзия. Особое место в литературе занимала поэзия вагантов – (лат. ”бродячие”) ее расцвет совпал с развитием школ и средневековых университетов, ее авторами были “бродячие” студенты, поэзия воспевала беспечное веселье, свободную жизнь, далекую от аскетизма официальной клерикальной культуры.

Основу музыкального искусства средних веков составляло литургическое песнопение, в котором проявился синтез традиции и импровизации. Господствующий спонтанный элемент в разновидностях церковного песнопения постепенно изживается с помощью контроля над ожидаемым звучанием, аскетические псалмопения раннего христианства сменяются канонизированным григорианским хоралом.

В период классического средневековья центрами образования и науки стали университеты, наряду с богословскими включавшие и факультеты естественных наук. Частью научного знания становится алхимия, появляются переводы на латынь (как язык образования и науки) античных авторов, что стимулировало развитие философской мысли.

Позднее средневековье в Западной Европе характеризуется как противоречивый социокультурный процесс: наряду с эпидемиями голодом, тенденциями сепаратизма развиваются городская культура, торговля, формируются условия для подъема духовной культуры (особенно на Севере Италии).