3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




в Царьграде, поэтому и называется Никео-царьградским (принимается без доказательств и исполняется во время богослужения, состоит из 12 членов, 8 из которых посвящены Иисусу Христу.)

В борьбе с инакомыслием в своих собственных рядах христианство не только оформилось организационно, распространилось среди всё большего числа народов, но и вырабатывало единое мнение по вопро-сам вероучения, догматики и культа, глубоко усваивая и приспосабливая наследие античности в своих собственных интересах. Так, если в античном мировоззрении, человек – игрушка судьбы, забава богов, но одновременно и “мера всех вещей”, достойный объект искусства, то христианство, придерживаясь строго моноцентризма, совершенно с иных позиций рассматривает природу, роль и предназначение человека.

Специфические черты средневековой культуры: а) определяющая роль религиозной культуры как «базовой», доминирующей; б) амбивалетный, двойственный характер, что обусловлено делением мира надвое и двойственным пониманием человека; в) наличием в структурах средневековой культуры ряда субкультур (например, городской, рыцарской и т.д.), г) иерархия форм культуры, отражавшая иерархию и корпоративность социальных отношений.

По региональным и цивилизационным особенностям в средневековье выделяют западноевропейскую культуру, духовной и организационной основой которой было христианство в форме католицизма; восточноевропейскую, идеологическим основанием кото-рой выступало греко-православие и арабо-мусульманскую культуру, базировавшуюся на идеологии ислама.

Культуру западноевропейского средневековья принято рассматривать как неразрывно связанную с христианством, преимущественно клерикальную. В то же время ей свойственно противостояние доминирующей клерикальной культуры и «культуры безмолвствующего большинства» — народной смеховой культуры. В европейской традиции преобладал взгляд на средневековье как на эпоху мракобесия, «темные века», период безусловного господства римско-католической церкви. Исследования М.М.Бахтина и французской «Школы Анналов» выявили наличие, наряду с клерикальной, культуры, противостоящей ей – народной смеховой или карнавальной. Элементами народной смеховой культуры, этнографической по происхождению и еретической по существу являлись: 1) обрядово-зрелищные формы (карнавалы, праздники, площадные смеховые дей-ства); 2) словесные устные и письменные смеховые произведения, в том числе и пародийные; 3) жанры и формы фамильярно-площадной речи (ругательства, ненормированная лексика, божбы и т.д.). Все они переплетены друг с другом, противостоят доминирующей клерикальной культуре как в понимании мира, так и в понимании человека. Поэтому карнавальная культура носила еретический характер, осмеивала то, что в клерикальной культуре носило обяза-тельный, священный характер.

В культуре западноевропейского средневековья выделяют следующие этапы:

1) Раннее средневековье (с пятого по девятый век) – время формиро-вания парадигмы теоцентризма, распространения христианства среди варварских племен, когда единственным объединяющим началом выступала религия, что детерминировало приоритет духовных властей (римско-католической церкви и папской власти) над светскими, государственными. Для этого этапа характерно негативное отношение к античному наследию. В философии господствуют апологетика и схоластика, в искусстве – «варварский» стиль, в котором сочетались элементы раннехристианской художественной культуры с элементами языческими, фольклорными. В литературе преобладают произведения патристики и рассказы о житиях святых, формируются эпические сказания, такие как «Беовульф», «Эдда», кельтские и ирландские саги.

2) Классическое средневековье (с десятого по двенадцатый век) – период закрепления теоцентризма, формирования и распада государственных объединений, расцвета культуры. Наряду с христианской возникает и развивается светская литература, появляются такие жанры, как городской роман, рыцарская поэзия, распространяемая трубадурами и менестрелями, фольклорные и студенческие песни и стихи.