3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Наряду с государственной политикой в сфере образования и культуры получают развитие альтернативные нетрадиционные субкультурные и контркультурные феномены, возникают многочисленные объединения и союзы творческой и художественной интеллигенции, растет признание белорусских мастеров за рубежом. В стране реализуется программа государственной поддержки учреждений культуры, молодых дарований, развивается и совершенствуется сфера образования, сохраняются и реставрируются памятники историко-культурного наследия. Наряду с организациями и учреждениями культуры муниципального и государственного подчинения, разворачивают свою деятельность и приватные картинные галереи, театры и продюсерские центры. Синергия (от греч.- сотрудничество) проявляется практически во всех сферах культуры – от политических партий и объединений до концертов классической и попу-лярной музыки. Растет число международно-признанных фестивалей и конкурсов, состязаний и олимпиад. Наряду с художественной культурой совершенствуют свою деятельность туристические организации. Однако отечественной культуре свойственны и проблемы. Государственный билингвизм обостряет вопрос об исторических судьбах белорусского языка, национальной литературы и истоках культуротворчества.

Религиозная обстановка в суверенной Беларуси характеризуется равноправием конфессий, толератностью и активным участием верующих в жизни страны. К числу наиболее распространенных религий в Республике Беларусь относятся: Белорусская Православная церковь Московского Патриархата (свыше 1350 общин); Римско-католическая церковь (свыше 450 общин); Христиане веры Евангельской (свыше 500 общин); Евангельские христиане-баптисты (свыше 280 общин); иудейская религия (свыше 30 общин); мусульманская религия (свыше 30 общин), а также “нетрадиционные религии” – “Международное общество сознания Кришны”, вера Бахаи, вера Оомото.

В начале третьего тысячелетия кризис техногенной цивилизации, смена духовных ориентаций, тенденция глобализации, взаимопроникновение культур Запада и Востока чрезвычайно обостряют и актуализируют проблемы исследования и изучения как общечеловеческого культурно-исторического процесса, так и анализа конкретных особенностей каждого этапа этого единого процесса и дифференцированных форм его реализации. Среди комплекса современных проблем культурологии можно выделить:

1. Проблема методологических оснований изучения феномена культуры.

2. Взаимосвязь и различия, условия межцивилизационного диалога культур таких регионов как Восток и Запад в условиях глобализации.

3. Проблема форумности, т.е. равноценности культур и их периодизации.

4. Соотношение и духовно-ценностные ориентации элитарной и массовой культуры.

5. Вопрос об особенностях «субкультур» в современных условиях.

6. Изменение характера культуры в условиях информационного общества и другие.

ТЕМА 2. Основные концепции культуры.

Понятие “культура” имеет собственную историю и оттенки понима-ния в философии и культурологии. Этимология слова восходит к латыни, поскольку в римскую эпоху под культурой понимали искусство обработки земли, возделывание почвы. Уже в античности возникает разночтение термина «культура», который трансформируется в понятие, отражающее те черты и качества, которые являются результатом воспитания и образования, воздействия общества на человека. В древнегреческой философии воспитанность и культурность («пайдейя») противопоставляется варварству, отсутствию образованности. В позднеримский период понятие «культура» уже традиционно ассоциируется с качеством личного совершенства, персональных особенностей человека. Одновременно возникает тенденция переноса комплекса представлений о культуре на уклад городской и имперской жизни, что позже будет фиксироваться в понятии «цивилизация».

Если в античности понимание культуры неразрывно связано с человеком, который является ее создателем, то в средние века понимание культуры основано на теоцентризме, в котором место человека занимает Бог, как высшее благо и совершенство, акцент переносится на послушание и заботу, почитание высшей силы, распоряжающейся судьбами мира и человека.