3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Средневековье и Возрождение:

противоречивые образы культуры.

Культура периода с пятого по пятнадцатый века обозначается как средневековая. Первоначально термин использовался для обозначения этапа развития европейской культуры, впоследствии стал применяться в исследовании культур других регионов.

Основу средневековой культуры составляет мировоззренческая парадигма теоцентризма, основанная на идее Бога как первопричины и смысла всего сущего. Именно поэтому в системе культуры доминирующую роль играет религия, в какой бы форме она не выступала. Картина реальности в средневековой культуре базируется на идее единого Бога, создателя мира и человека, нравственной первопричины и духовного Абсолюта. Средневековая культура – особая ступень в мировом духовном процессе. Её доминирующие культурные универсалии базировались на религиозном понимании действительности, в силу чего сама культура носила сакральный ха-рактер. Ведущее положение религии в духовной жизни и церкви как института в социально-политической сфере обусловили теологический характер мировоззрения и клерикальные черты в художественной культуре. Религиозное мышление сформировало всё средневековое искусство, независимо от специфики его развития в западных и восточных странах (общее приоритетное значение принадлежало как христианству, так и исламу). Однако господство сакральных элементов в средневековой культуре не означало отсутствие в ней альтернативных по своим началам исканий гармонии жизни и мира в целом. Средневековая художественная культура выражала это завуалировано, своим условным языком.

Начало средневекового этапа становления общечеловеческой культуры принято разделять на 3 периода: V-XI в.в – раннее средневековье, зарождение и становление феодализма; XII- XV в.в – классическое средневековье, зрелый феодализм; XVI- первая половина XVII века – позднее средневековье, период упадка и разложения феодализма.

Каковы же были закономерности и особенности становления средневековой культуры? При ответе на этот вопрос следует учитывать тот факт, что духовно-культурные универсалии и мировоззренческая парадигма эпохи формировались в процессе зарождения, распространения и превращения в мировую религию христианства.

Трансформация христианства из секты, возникшей в лоне иудаизма, жестоко преследовавшейся светскими и церковными властями, (а христи-анские историки насчитывают десять крупных гонений на свою религию) в государственную религию завершается к IV-му веку н.э. Император Константин предоставил христианству равные права с другими религиями, император Феодосий возвел в ранг государственной, а первый собор епископов, состоявшийся в 325 г. н.э. в г. Никея объявил её мировой.

Процесс формирования христианства сопровождается изменением как социального и этнического состава приверженцев первых общин, так и появлением должностных лиц, или клира: пресвитеров (старейшин), епископов (надзирателей), диаконов (служителей). Постепенно хозяйственно-финансовая власть в общинах становится ведущей, что в свою очередь обусловливает отрыв, обособление клира от верующих. Внутри христианства шла острая борьба по вопросам понимания и трактовки основных вероучительных положений. Уже в I –II в.в. н.э. появляются различные течения, которые впоследствии будут объявлены еретическими: гностицизм, манихейство, монтанизм и другие. Но самые принципиальные разногласия в понимании троичности Бога и Иисуса Христа связаны в раннем христианстве с арианством, несторианством и монофизитством.

Арианство – получило своё название от имени римского священ-ника Ария, считавшего, что Иисус Христос не был рождён Богом, а создан им, поэтому не “единосущен” Богу –отцу, а “подобосущен” ему. Христианский клир, в целях борьбы с арианством, получившим широкое распространение в восточных провинциях Римской империи, осудил это направление как ересь на Никейском соборе, где было начато формирование основы догматики христианской церкви – символа веры. Окончательно символ веры был утверждён на соборе 381 г.