3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Преобладали гаруспика – гадание по внутренним органам животных, и авгурика – гадание по полету птиц.

Пунические войны III в. до н. э. знаменовали кризис республики и привели к образованию империи. Развитие римской экономики за счет системы откупов (описания Полибия и Катона), изменение социально-политической структуры общества, выделение нобилитета, круга знатных семей, присваивавших монополию на магистрат, совпадает с процессом эллинизации римской культуры.

Рост образованности, импорт греческих достижений, влияние греческой культуры и философии способствовали становлению греко-римской античной культуры. В конце III-го века формируется латинский литературный язык, на его основе возникает эпическая поэзия. Ливий Андроник (грек – вольноотпущенник) перевел на латынь «Одиссею», ряд греческих трагедий. Появляются комедии, в основе которых лежат греческие сюжеты, но наполненные подробностями римского быта и фольклора. (Особенно популярно было творчество Тита Макция Плавта и Публия Теренция).

Первым прозаиком считают Марка Порция Катона, из сочинений которого сохранился труд «О сельском хозяйстве». Но место мифологии и эпоса в римской культуре бесспорно принадлежало историческим сочинениям, в которых воспевалось величие Рима и его военные достижения. «Всемирная история» Полибия прославляет римские войны и победы, обусловленные спецификой политической организации римского общества. Впоследствии своими историческими сочинениями прославились Гай Саллюстий Крисп и Гай Юлий Цезарь (труды последнего – образец точной и ясной классической латыни). Наряду с историей в этот период появляются сочинения по риторике, философии, различным областям науки. Имена Марка Тулия Цицерона и Тита Лукреция Кара вошли в историю философии и культуры. Жанром подлинно римской культуры стала сатира (Луцилий).

В области архитектуры в республиканский период, наряду с греческими, существуют чисто римские элементы – арки и арочные конструкции, отдельные колонны в честь военных побед, аркады и акведуки, триумфальные арки. Использование бетона (открыт во II веке до нашей эры) и мрамора в строительстве преобразили вечный город.

Период гражданских войн и неурядиц меняется культурой император-ского Рима. «Век Августа» – время расцвета, «Золотой век» греко-римской культуры, усвоение достижений эллинизма. Развивается искусство, в котором преобладает достоверность реализм, психологизм. Появляется настенная живопись – фресковые росписи.

Это период расцвета словесных искусств. Плутарх прославился как автор сравнительных «Жизнеописаний» греческих и римских героев и политических деятелей. Светоний составил биографии 12-ти римских Цезарей. Выдающийся историк Тацит не только восхвалял историю Рима, но вскрыл её трагические моменты. Новым жанром литературы явился роман («Золотой осёл» Апулея), популярностью пользовались эпиграммы Марциалла и сатиры Ювенала. «Золотой век» латинской поэзии представлен творчеством Вергилия («Энеида», «Георгики»), Горация («Оды», лирическая поэзия), Овидия («Метаморфозы», любовная лирика).

В эпоху империи перестраивается центр Рима, возводятся колоссальные сооружения: Колизей (или амфитеатр Флавиев), арки Тита и других императоров, украшается Форум. Во II-м веке нашей эры появляются первые конные статуи – статуя Марка Аврелия украшает Рим и сегодня. Бурное строительство ведётся и в других городах империи.

Эпоха упадка империи нашла своё отражение в изменении атмосферы духовной культуры – всё более глубоко распространяются магические и оккультные представления, восточные культы Митры, Исиды, Кибелы. Кризис духовных оснований и системы ценностей во многом способство-вал тому факту, что именно на территории античной римской империи возникает христианство.

Оценивая вклад древнеримской культуры в историю Древнего мира, можно выделить её характерные черты: практичность, утилитарность (в силу чего не получили развитие области естественных наук), психоло-гизм и состязательность (обусловили развитие риторики, логики, право-ведения). Несомненно, древнеримская цивилизация внесла свой неповторимый вклад в культурно-исторический процесс и становление современной цивилизации.

Тема 6.