3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




На войне господствовала дисциплина, а в мирной жизни – закон, утверждённый народным собранием, и установленные предками обычаи и традиции, почитание богов – покровителей своей семьи и государства. «Миф о вечном городе» пронизывает собой не только самосознание римлян, но и весь дух культуры.

В Риме рабство достигло своего расцвета, классического вида, поэтому противоположность между свободным и рабом касалась и идеологии: позорным считалось быть заподозренным в рабских пороках (ложь, нечестность, лесть) или в рабских занятиях (включая не только ремесло, но и выступления на сцене, сочинение пьес, работу скульптора и живописца).

Римская культура, просуществовавшая свыше 1000 лет (VIII в. до н.э. – V в. н.э.), явилась результатом совместного культуротворчества многих народов и племён, в ней греческие и восточные элементы перерабатывались с позиций собственной системы ценностей, и, в свою очередь, Рим также оказал значительное влияние на завоёванные им территории. Познеантичная греко-римская культура лежала в основе цивилизации Византии и Западной Европы.

История римской культуры делится на следующие периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима:

1. Ранний (царский) Рим – VIII-VI в.в. до н.э.

2. Республиканский Рим (V-I в.в. до н.э.).

3. Императорский Рим (I в. до н.э. – V в. н.э.).

На формирование римской культуры значительное влияние оказали племена, населявшие Аппенинский полуостров в первые века первого тысячелетия до нашей эры: латины, этруски, греки от которых римляне восприняли навыки земледелия, полисную систему, производство керамики, художественное бронзовое литьё. Этруски, например, строили города по определённому плану, мостили дороги и улицы, использовали систему канализации и каменное зодчество. (Впоследствии эти достижения этрусков в строительстве заимствовали римляне). Несмотря на культурное влияние соседей, ранняя римская культура выросла на местной италийской почве и была самостоятельной и самобытной.

По преданию, основание Рима приписывается легендарным братьям Ромулу и Рему (754-753 г.г. до н.э.). В раннюю эпоху (VIII-VI века до нашей эры) правили семь царей. При последних из них город бурно застраивается, украшается храмами, крепостными стенами. При последнем царе Тарквинии Гордом (изгнанном в 510 г. до н.э.) сооружена подземная канализационная труба – Великая клоака, которая используется и сегодня.

Управление городом было объявлено «делом народа» – так начинается эпоха республики. Развивается латинский язык и письменность, распространяется грамотность среди членов гражданской общины, устанавливаются законы. С IV века укореняются трёхсложные составные имена: личное, родовое и фамильное (прозвище). Во главе республики стояли избираемые из патрициев два консула, один из которых возглавлял армию во время войны. Жречество и храмы не имели права на землевладение, поэтому оно не играло значительной роли в римской культуре. В результате упорной борьбы плебс (свободные небогатые граждане Рима) завоевал привилегии и права на избрание народных трибунов (личность последних была неприкос-новенной).

Главное достижение ранней римской культуры – создание развёрнутой системы законов, записанных на медных пластинах и получивших название «Законы двенадцати таблиц». В них сформулированы запреты на личные привилегии, долговое право, запрет на передачу земли храмам, а также запрет на браки между патрициями и плебеями. Многие положения римского права впоследствии стали основанием европейской юриспруденции, что явилось следствием колониальной политики Рима.

В результате побед плебса Рим к началу III в. до н. э. превратился в гражданскую общину. Её основные черты: сочетание коллективного и частного землевладения, связь понятий «гражданин», «воин», «земледелец», равенство политических и юридических прав граждан, соблюдение принципа «геометрического» равенства – труд каждого на общую пользу, понимаемую и как польза каждого гражданина.

Особенностью религии являлось испрашивание воли богов через систему гаданий, но при этом власть и мораль рассматривались не как данные богами, а как сфера человеческих действий.