3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Крупнейшая библиотека древности находилась в Александрии, в ней хранилось свыше двух тысяч рукописей и пергаментных свитков, в ней работали ученые и поэты.

Взаимодействие греческих и восточных научных достижений обусловило необходимость систематизации знаний и стимулировало прогресс науки. Особое развитие получила математика, труд Евклида ”Начала” или “Элементы” сконцентрировал знания по геометрии, работа Аполлония из Перги о конических сечениях положила начало тригонометрии). С именем Архимеда связаны изобретения в механике, открытие и становление гидростатики.

Достижения вавилонских астрономов, усвоенные эллинами, привели к выдвижению гипотезы, что земля и планеты вращаются вокруг Солнца (Аристарх из Самоса, Эрастофен). Гиппарх из Никеи установил продолжительность лунного месяца, классифицировал 805 неподвижных звёзд и разделил их на 3 группы по яркости.

В результате походов Александра Македонского значительно расширились представления греков о географии, так Дикеарх около 300 г. до н.э. составил карту мира и вычислил высоту многих гор Греции. Эратосфен вычислил окружность Земли. Во II в. до н.э. эллины считали, что все моря есть единый океан, имели представления о пяти климатических поясах Земли. Сочинения эллинских географов легли в основу 17-томной “Географии” Страбона, содержащей описание всего известного к тому времени мира от Британии до Индии.

Феофраст, ученик и приемник Аристотеля, создал “Историю расте-ний”, в которой систематизировал все известные данные ботаники того времени.

В медицине существовали 2 направления: “книжное” (или “догмати-ческое”), которое отстаивало умозрительные познания природы человека и его заболеваний и эмпирическое, которое изучало конкретные болезни. Герофил Халкедонский в III в. до н.э. установил наличие нервов и их связи с мозгом, высказал мысль о кровообращении. Развита была и операционная хирургия, фитотерапия.

Наука развивается и при дворцах правителей, в мусейонах и библиотеках, где создавались благоприятные условия для творчества. Из многочисленных литературных достижений сохранилось до наших дней незначительное количество, но продолжали разрабатываться традиционные жанры – эпос, трагедия, комедия, лирика, появились новые филологические исследования, словари, лексиконы, биографии и другие жанры. Образцы утонченной поэзии оставили Каллимах и Арат.

В лирике крупнейшим поэтом был Феокрит из Сиракуз, автор буколических идиллий. В то же время для широкой публики были предназначены комедии и мимические сцены, появилась “комедия нравов”, наибольшей популярностью пользовались комедии Менандра (“Третейский суд”, ”Остриженный” и др.), которые сохранились в папирусах II-IV в.в. н.э.

Проблема жизни и деятельности эллинов нашли отражение и в художественном творчестве. Монументальная скульптура характеризуется грандиозностью, сложностью композиций на мифилогические темы. Родосский колосс – бронзовая статуя Гелиоса (автор Херес ) – 35 метров высоты был чудом искусства и техники Алтарь Зевса в Пергаме (II в.до н.э. ) поражал своими грандиозными размерами (более 120 метров длины), экспрессивностью фигур и выразительностью покорял современников. Традиции Лесиппа, Скопаса и Праксителя были продолжены Родосской, пергамской и александрийской школами скульптуры.

Завершающим этапом развития античности является древнеримская культура. В современной культурологии однозначной оценки древнеримской цивилизации и её роли в культуре человечества нет. Ряд культурологов (О.Шпенглер, А.Тойнби) не признавали Рим в качестве самостоятельной и самобытной культуры, а рассматривали ее как этап разложения античности. Однако древнеримская культура предстаёт как определённая целостность, в основе которой лежала собственная система ценностей, порожденная особенностями исторического развития, оригинального сочетания культурных заимствований с собственными инновациями. Эта культура формировалась и развивалась (как и древнегреческая) на базе античной гражданской общины. Установление демократической формы правления, почти непрерывные войны превратили Рим из небольшого поселения в столицу крупнейшей античной империи.

Систему ценностей и идеологию граждан определял патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина, который должен обладать мужеством, честностью, стойкостью, верностью, достоинством.