3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Павсаний изобрёл технику энкаустики – живописи восковыми красками.

Своеобразным переходом от классической к эллинистической эпохе является время Александра Македонского (с 336 до 323 гг.), определившее дальнейший ход античной истории на несколько столетий вперёд. Мировая держава Александра не выдержала испытания временем, но с нее начинается новый период в истории античности. В эпоху эллинизма началась ломка этнической, полисной и религиозной замкнутости, возникли новые формы государства, расширились обмен и торговля, заложены основы новых верований. В результате походов Александра произошла подлинная встреча Востока и Запада, которая сказалась как взаимное культурное обогащение, как начало и основание синтеза достижений различных народов во всех сферах культуры.

Эллинистической цивилизацией принято называть новую ступень в развитии материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих регионов. Утрата Грецией независимости переместила культурные центры за её пределы. Культура стала более открытой, космополитической, делом элиты.

Эллинизм – период в развитии античной культуры, характеризуемый общими чертами, начало которого положил Восточный поход Александра Македонского и массовая колонизация соседних земель. Объединение ряда племён и становление общего языка (койне) привело к тому, что народы античного мира стали называть себя эллинами, а культуру эпохи с 392 г.до н.э. по в. н.э. принято называть эллинизмом.

Греко-македонские походы, создание империи Александра Македонского и её распад привели к взаимодействию и взаимопроникновению различных культур. Новые формы социально-политических, экономических и культурных отношений в период эллинизма были продуктом синтеза как восточных, местных так и греческих элементов. В различных регионах эти формы имели свою специфику, но на их основе возник сложный сплав греко-римской цивилизации.

Историю эллинизма подразделяют на ряд этапов:

1) возникновение эллинистических государств (конец IV- нач. III в до н.э.);

2) формирование социально-политической структуры и расцвет этих государств (III- нач. II в. до н.э.);

3) период экономического спада и подчинения власти Рима (се-редина II- конец I в. до н.э.).

В период эллинизма теряют прежние этнические различия греки и македоняне, а обозначение “эллин” приобретает социальное содержание, термин распространяется на те слои населения, которые могут получать образование по греческому образцу и вести соответствующий образ жизни. Начало эллинистической эпохи совпало с кризисом греческой полисной системы, поскольку полис уже не может гарантировать свободу и материальное благополучие гражданам. В силу этого все большее распространение получают личные связи с представителями царской администрации, покровительство, постепенно не только формально, но и по убеждениям гражданин полиса превращается в подданного царя. Эти процессы в некоторой степени оказали на формирование эллинистической культуры, получившей широкое распространение на периферии античного мира.

Общей чертой культуры эллинов является синтез местных традиций с элементами греческой культуры, сходные тенденции социально-экономического и политического развития. Одним из стимулов её формирования стало распространение эллинского образа жизни и эллинской системы образования: в полисах и восточных городах возникали гимназии с палестрами, театры, стадионы и ипподромы. Система образования состояла из 2-3 ступеней в зависимости от экономического положения полиса. Наряду с образованием значительную роль в распространении эллинистических традиций играли празднества и игры.

Архитектура эллинистических городов продолжала греческие традиции, но наряду с храмовым получило распространение гражданское строительство: театры, гимназии, дворцы. В эту эпоху появляются новые типы общественных зданий – библиотеки (в Александрии, Пергаме, Антиохии и других городах), специфические сооружения – Фаросский маяк и Башня ветров в Афинах.