3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Гиппократ видел источники недугов в климатических условиях, в нарушении гармонии между четырьмя соками, или «гуморами» — кровью, слизью, желчью и чёрной желчью. Отсюда, сангвиник отличается избытком крови в организме, у флегматика слишком много слизи, у холерика – желчи, а у меланхолика – чёрной желчи.

О точных науках классического периода известно мало, однако многочисленные имена математиков и астрономов того времени, сохранившиеся в античных сочинениях, говорят об успехах наук.

Подобно тому, как эпоха архаики в Греции выразила себя в лирике, классический период заговорил языком аттической трагедии (буквально – «песня козлов»), возникшей из хоровой песни и народных театрализованных «дионисий». Поначалу участники представления разыгрывали сцены из мифов о Дионисе и других божествах, исполняемых хором и одним актером, потом Эсхил вывел перед зрителями второго актёра, а Софокл – третьего – и появилась драма (но роль хора сохранилась). Это сближает греческую трагедию с нынешней оперой и ораторией. Представления длились три дня, во время праздника Диониса, давали подряд три трагедии, затем «сатирову драму» — мифологический сюжет, что позволяло зрителям передохнуть. (Автор представлял полную тетралогию – весь цикл.)

Античная трагедия обязана своей неувядающей славой трём великим поэтам: Эсхилу, Софоклу и Еврипиду. Первый связан с нарождающейся демократией («Персы», «Орестея», «Прикованный Прометей» и др.), но поступками людей, по мнению Эсхила, управляют справедливые боги. Эта воля богов у Софокла всесильна и скрыта от смертных. Конфликт его трагедий – противоборство человека и неотвратимого рока («Антигона», «Царь Эдип»).

Еврипид полон скепсиса, доходя до прямого богоборчества, так как в его произведениях не боги, а порывы человеческой души определяют судьбы людей. Любовь и ненависть, порождённые самой человеческой природой, заставляют страдать и действовать его героев («Федра», «Медея»). В его сюжетах есть быстрота смены ситуаций, непредсказуемость, много реалистических и бытовых подробностей. Трагедия богов и героев превратилась в трагедию людей.

Как возникла трагедия, ещё не совсем ясно. Но генезис комедии во-обще загадочен. Первая сохранившаяся комедия Аристофана «Ахарняне» была представлена в 425 г. до н.э. (от более ранних сохранились отрывки и фрагменты). Сочетание комического и драматического элементов характерны для этого жанра театрального искусства, ведь само слово комедия – «песня комоса», праздничного деревенского шествия. И сегодня аттическая комедия поражает богатством фантазии, силой язвительной сатиры, острой политической направленностью. Комедия включала в себя лирику, грубый площадный юмор, непристойности, пафос – всё смешивается в ней, обеспечивая долгую жизнь в веках. Таковы комедии Аристофана «Облака», «Мир», «Лисистрата», «Ахарняне» и др.

Сложная эволюция происходит в философской мысли Древней Гре-ции, важнейшей чертой развития которой явилось выделение из натурфилософии отдельных наук.

Особую роль в жизни Греции играли праздники – в Афинах их было около 60. Именно в праздниках проявлялся наглядно всенародный характер греческой культуры, её демократизм и дух соревнования.

В IV веке до н.э. начинается – кризис древнегреческого полиса, наиболее сильно коснувшийся Афин. Возрождается тирания, распадаются союзы, ни одно из государств не могло играть ведущую роль.

На арену истории выходит Македонское царство. Но именно этот период подарил миру достижения в литературе, науке, философии, искусстве, связан с творчеством Платона и Аристотеля. Растёт индивидуализм, что ведёт к кризису коллективистской полисной морали.

Расцветает ораторское искусство, прежде всего, судебное красноречие (Лисий, Сократ, Демосфен).

Греческая скульптура этого времени представлена творчеством Ти-мофея, Праксителя, Лисиппа, которые отходят от простых и строгих принципов эпохи «высокой классики». Всё большее внимание сконцен-трировано на передаче индивидуальных черт человека, его внутреннего мира, чувств. Те же черты присущи и живописи.