3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура, каменная и бронзовая. Складываются школы (в Аргосе, Коринфе, на острове Наксосе и Паросе, а также милетская школа). В VII-VI вв. до н.э. господствует два типа фигур: обнажённая мужская фигура и задрапированная женская. (Статуя изображает прекрасного и доблестного гражданина, победителя в спортивных состязаниях). По этому типу изготавливались надгробные статуи и изображения божеств.

Греческая монументальная живопись известна намного хуже чем ва-зопись, в которой в VII-VIII вв. преобладали коринфские и радосские вазы с цветными росписями («ковровый стиль»). В VI веке до н.э. господствует чернофигурный стиль – закрашенные чёрным лаком фигуры резко выделялись на красноватом фоне глины.

Архаика – период перехода от религиозно-мифологических представлений о мире к философскому его пониманию (качественный скачок в интеллектуальном развитии человечества).

В начале архаической эпохи господствующим жанром литературы был эпос, унаследованный от предшествующих эпох. Позже главенствуют лирические жанры, отражающие переживания человека. Поэзия Тиртея воодушевляла спартанцев во время битв, жизнь, полную невзгод и страданий прожил Архилох, нигде не нашедший счастья. «Сапфо фиалкокудрая, чистая, с улыбкой нежной» — обращается Алкмей к своей современнице. В центре её творчества – любящая и страдающая женщина, возлюбленная или мать. Поэзией красоты, любви и веселья называл своё творчество Анакреот. К концу эпохи архаики возникает театральное искусство, корни которого лежат в народных обрядах земледельческих культов, рождается художественная проза.

На смену архаике приходит классический период – VI-V вв. до н.э. до 338 г. до н.э. Это время наивысшего подъема и полного расцвета культуры и искусства. В полисах того времени совпадают социальная и политическая структура, он обладает верховным правом на землю, имеет свои органы управления (окончательное слово за народным собранием), военная организация (ополчение граждан) дополняется демократией (в Афинах), расцвет которых связан с деятельностью Перикла. Новые классические тенденции хорошо просматриваются в градостроительстве (регулярная система планировки). Основным типом общественных зданий является храм. В V веке до н.э. в Олимпии строится храм Зевса со статуей Фидия (одно из «чудес света», не сохранившееся и известное в наши дни только по описаниям). Афинский Акрополь – вершина древнегреческой архитектуры включал ряд соору-жений: парадные ворота (Пропилеи), храм Ники Аптерос, Эрехтейон и Парфенон. Строительством последнего руководили Перикл и Фидий. Храм имел богатое скульптурное оформление – 92 метопы и ионический рельефный фриз. Фидий, помимо статуи Афины-Девы (Парфенос), создал Афину-Промахос (победительница).

Скульптура и живопись развивали предшествующие традиции – изображения богов и героев (покровителей полиса и «идеальных» граждан). Искусство сделало шаг к реализму в соответствии с распространением идеи «мимезиса» — подобия, как основной эстетической категории. Развитие скульптуры в V в. связано с именами 3-х прославленных мастеров – Мирона, Поликлета и Фидия.

Эволюцию греческой мысли в V в. до н.э. нетрудно проследить, сравнив двух знаменитых историков: ионийца Геродота («отца истории») и родившегося на 25 лет позже Фукидида. Первый много путешествовал, но его мышление ещё вполне традиционно, история выступает у него как цепь преступлений и наказаний. Миф переплетается с реальностью – он не сомневается ни в реальности самих богов, ни в их способности вмешиваться в человеческую жизнь.

Фукидид, описавший Пелопонесскую войну, иначе относится к действительности, описывая события, очевидцем которых он был. Историю направляют не боги, а люди, действующие в соответствии со своими интересами – таково кредо Фукидида.

«Гиппократов корпус», свод сочинений врачей, принадлежащих к школе Гиппократа (вторая пол. V-нач. IV вв. до н.э.) даёт представление о медицинской практике и знаниях того времени. Методы их основаны на практике, опытах, стремлении к быстрой и точной диагностике, использовании гигиены и диеты.