3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




через финикийцев греки приняли семитский алфавит, усовершенствовали его и создали свой собственный. Не менее важным фактором культурного развития Греции были игры, проводившиеся в разных частях страны (первоначально носили аристократический характер). Древнейшие и самые важные – с 776 г. до н.э. в честь Зевса Олимпийского (позднее Пифийские в Дельфах и Истмийские в честь Посейдона). Эпоха дорийцев или «Гомеровская Греция» породила полис – город-государство как особую форму общи-ны.

Период 8-6 вв. до н.э. – архаическая Греция, наиболее интенсивное развитие античного общества: возникает классическая рабство, система денежного отношения и рынка; утверждается полис как форма политической организации общества, концепция суверенитета народа и демократическая форма правления. Тогда же были разработаны главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы, оказавшее воздействие на весь античный мир (вплоть до христианства). В этот период зародились основные феномены античной культуры: философия и наука; главные жанры литературы, театр, ордерная архи-тектура и спорт.

Становление греческой аристократии обычно относят к VIII веку до н.э. – это ограниченная группа людей, которой свойственны особые, обязательные для входящих в неё образ жизни и система ценностей (ведущая роль в политике и правосудии, войнах и т.д.). Расслоение общества и обогащение части населения привело к «великой греческой колонизации» — на берегах Средиземного моря возникают колонии, способствовавшие распространению культурных достижений. Греки начинают осознавать себя единым народом, возникает этническое самосознание.

В основе этики лежит соединение рождающегося чувства коллекти-визма и агонистического, состязательного начала. Формированию новой полисной (коллективистской) морали способствовала военная организа-ция полиса (строй фаланги). В системе ценностей высшей доблестью по-лагалась защита полиса, лучшая служба его интересам.

Определённую трансформацию переживала и религия – формируется общегреческий пантеон богов. Свидетельство тому – поэма Гесиода «Теогония». Из-за политической раздробленности единой религии не сложилось, нет жреческого сословия как касты, в полисах сложились очень близкие, но не идентичные религиозные представления. Для греческого сознания характерен не только политеизм, но и анимизм – одушевление природы.

Архаическая эпоха – время становления архитектуры. Примат общественной, в первую очередь, сакральной, храмовой архитектуры – характерная черта искусства того времени. Среди сооружений первенствовали храмы богов — покровителей полиса. Характерная особенность зодчества – применение ордеров, то есть особой системы построения зданий. Ордерное здание имеет ступенчатое основание, на которое ставили ряд несущих вертикальных опор – колонн. Первоначально храмы строились на акрополях – древних центрах поселений (позднее – на агоре, главной площади города).

Предположительно в VII веке до н.э. сложились два ведущих художественных направления в архитектуре: дорический и ионический ордера. Для дорического характерно стремление к монументальности, серьёзности, совершенству пропорций (боковая стена должна иметь двойное число колонн по сравнению с фасадом плюс одну), примером чего служит храм Зевса в Олимпии. Ионийский стиль воплощал стремление к лёгкости, изяществу, прихотливости линий, позднее отражает стремление к большей декоративности и пышности под влиянием Востока. Колонна здесь – элемент не только конструктивный, тектонический, но и декоративный. Передний зал уходит глубже и поделен на нефы тремя рядами колонн. Капитель лёгкая, с завитками, волютами, орнаментом. Различны и формы колонн – дорическая вырастает как дерево из земли, из площадки, основания. Ионическая имеет сложный цоколь. Углубление на ионической колонне глубже и тоньше, богаче, чем на дорической. Древняя Греция была мраморной, но здания имели богатую роспись.

Храм как институт способствовал развитию различных видов искусства (дары богам включали и произведения искусства).