3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




В отличие от синхронных культур ближневосточных цивилизаций древности, античная цивилизация носила инновационный характер, имела собственные уникальные и неповторимые черты, во многом определившие впоследствии сущность и специфику западно-европейского историко-культурного процесса. Особенности античности как типа цивилизации: 1) становление гражданских прав и свобод личности как следствие формирования полисной системы, ведущей роли гражданской общины в социально-политической жизни; 2) многообразие форм и видов государственного устройства в отличие от восточных тираний; 3) развитие особого категориального строя мышления и менталитета, основанного на приоритете активного, деятельностного начала; 4) дифференциация научных достижений и возникновения теоретического знания; 5) расцвет искусства и фор-мирование высоких идеалов художественной культуры; 6) космоцен-тризм гармонически сочетается с полисным гуманизмом, высоким пафосом гражданственности и принципом «калокагатии» в отношении к личности.

В истории античной цивилизации выделяют следующие этапы:

1. Культура Древней Греции.

2. Эллинистическая культура.

3. Древнеримская цивилизация.

Истоки античной культуры складываются на островах Эгейского моря, поэтому самый ранний период греческой культы называют крито-микенским или эгейским. Около XXII-го века до н.э. появляются греческие племена, называвшие себя ахейцами или данаями, не покорившие остров Крит, который на протяжении веков был зоной наиболее быстрого социально-экономического, политического и культурного развития. (Система письма А, присущего критянам, не дешифрована до сих пор. Линейное письмо Б, приспособленное к языку ахейцев, дешифровано только в 1953 году английскими учёными М.Вектрисом и Дж.Чедвиком.)

Цивилизацию эпохи бронзы, возникшую на Крите, обычно называют минойской. При раскопках дворца в Кноссе, резиденции царя Миноса, где, по преданиям, родился Минотавр, археолог А.Эванс предложил данное название, ставшее традиционным. Это типичная дворцовая цивилизация, теократия, поскольку в лице правителя сочета-лись функции царя и верховного жреца. В жизни Крита господствовала так называемая «дворцовая культура» — дворец был центром общественно-политической, религиозной и экономической жизни. При строительстве главным считались удобства и коммуникации, есть даже системы водоснабжения и вентиляции. На стенах – великолепные фрески, появляется техника живописи в духе реализма, характерного и для керамики того времени. (Фрески и керамика интересны и как источник информации о жизни и культуре островитян).

Женщины играли в жизни Крита важную роль, о чём говорят не только фрески, но и то, что в пантеоне критян на первом плане женские божества, в которых некоторые учёные видят прототипы греческих богинь.

Около 1700 г. до н.э. формируется культура микенская, которая первоначально находится под влиянием критской (в некоторых источниках их называют крито-микенской культурой), но ей свойственны и ахейские черты. Женственности, изящности минойской культуры микенцы противопоставляли суровость и мужественность, что отразилось как на характере монументальной архитектуры, так и в тематике стенных росписей материковой Греции (сцены войны, охоты). Появляются укреплённые дворцы, монументальные гробницы – наиболее пышная «гробница Агамемнона». В микенском пантеоне богов уже встречаются Зевс, Гера, Посейдон, Афина и Артемида (существовал культ Диониса, имя которого встречается как имя человека, а не бога). Существовали торговые и экономические связи с Египтом и другими культурами.

Каждый дворец в эту эпоху – центр самостоятельного государства, но они объединялись в политических и военных целях (так было во время похода на Трою).

Ахейская цивилизация погибает в результате нашествия дорийцев (13-12 вв. до н.э). 11-9 вв. учёные называют тёмными веками (главные источники изучения – археологические материалы и поэмы Гомера). Переходу к новому этапу развития способствовало использование дорийцами железных орудий. В 9 веке до н.э.