3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Специфика культурологии как гуманитарной науки обусловлена сложностью, противоречивостью самой культуры как объекта познания, многообразием форм культурной жизни, полифоничностью культуры как метасистемы, включенностью человека как субъекта познания в поле культуры, диалогичностью и открытым, творческим характером культуры.

Культура – предельно широкая категория, основное понятие культурологии, обозначающее феномен общественной жизни, фундаментальную форму человеческой жизнедеятельности. Культура неразрывно связана с существованием человека и социума, это особый мир, противоположный миру природы. Поэтому культуру называют «второй природой». Человек предстает как продукт определенной культуры и одновременно как ее творец. Сложность, противоречивость, разнообразие культурных феноменов обусловливает наличие различных подходов в исследовании и осмыслении культуры.

Одним из наиболее значимых стал деятельностный подход, на основе которого созданы разнообразные модели культуры как целостной системы. С его позиций культура предстает как процесс и результат творческой деятельности человека как родового существа. В то же время это процесс самосознания общества и индивида, специфический способ жизнедеятельности. Деятельностный подход к сущности культуры может быть основанием изучения локальных культур, культурно-исторических типов, соотношения культуры и цивилизации.

Аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура есть совокупность ценностей, созданных человечеством, включая способы их появления. Цель культуры – сохранение вида «Homo sapiens», поэтому и главной ценностью является человек. Аксиологический подход позволяет выявить ценностную природу культурных явлений, их значимость и приоритетность.

Символический подход исходит из тезиса, что культура вырабатывает, хранит и передает свои смыслы в форме символов (например, посредством естественных и искусственных языков, логических и математических символов, через произведения искусства). Она в символической форме «кодирует», зашифровывает основные навыки жизнедеятельности, поведения, общения, результаты социокультурного развития.

Нормативно-регулятивный подход исследует сущность культуры как совокупности устоявшихся правил и ориентаций, норм и стереотипов поведения и действий, посредством которых транслируется культурная информация и регулируются отношения между людьми в пространстве культуры.

Гуманистический подход – рассматривает культуру как сферу становления и способ самореализации личности. Цель и смысл культуры – самосознание человека как субъекта культурно-исторического процесса, максимальное развитие его творческих сил и способностей.

Синергетический подход, с позиций которого культура есть открытая неравновесная метасистема, в своем развитии сочетающая элементы гармонии и хаоса.

В культурологии сложились и иные подходы к интерпретации культуры. К ним можно отнести: семиотический, антропологический, социологический, литературоведческий и другие.

Культурный прогресс неразрывно связан не только с духовно-нравственным совершенствованием человека и общества, но и с развитием производительных сил, улучшением качества жизни, развитием науки и техники. На современном его этапе происходят бурные инновационные преобразования техногенной цивилизации, нарастание экологических проблем, ужесточение проблем, порожденных глобализацией, и, одновременно, порожденных региональной дифференциацией культур. Если глобализация предстает как процесс объединения, стирания политических, экономических, социальных и культурных различий, то ее альтернативой являются процессы региональной дифференциации, которая приводит к фор-мированию культурной обособленности (этнонациональная дифференциация, свойственная нациям, входившим прежде в состав СССР), религиозная дифференциация (противостояние «исламского» и «христианского» мира), дифференциация культур по континентам (латиноамериканская и африканская культуры). Поэтому актуальным и правомерным предстает вопрос о месте и роли культуры суверенной Беларуси в мировом цивилизационном процессе.

Современная социокультурная ситуация в Республике Беларусь характеризуется процессами социальной и духовной синергии, сложностью и неоднозначностью.