3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




миф — слово, предание, сказание). При этом миф выражает обобщенно-смысловую наполненность слова в его целостности. Древняя традиция не случайно под мифологией понимала упорядоченное эмоционально-чувственное единство, отмечала А.А.Тахо-Годи. Миф был своеобразной совокупностью представлений о мире, необходимой частицей которого является человек, о тех силах, которые этим миром управляют. Для древних людей мифология – это неоспоримая реальность и вера в её непреложность. Она возникает ещё до религии, которая нуждается в системе почитания божеств со всеми её атрибутами, ритуалами, догмами – то есть культом. Для мифологии первична реальность космического бытия, переживаемого как стихийная проекция во всё, на мир в целом. Мифосознание, таким образом, пронизывало собой всю жизнь человека и общества, т.к. в нём слиты воедино идеи и чувственные образы, представления и сама действительность. При всём многообразии и различиях в мифах разных народов всегда есть общие темы и сюжеты, присутствует единая общая структура мифа (структуре мифа посвящены работы К.Л.Леви-Стросса, Э.Голосовкера и др.). Зооантропоморфные, космические, героические мифы характерны для народов всех континен-тов, что является проявлением общих закономерностей в развитии духовной культуры человечества.

Наряду с общими подсистемами и элементами культурной жизни древних цивилизаций были свойственны и уникальные, специфические черты. К особенностям этих культур можно отнести: виды правления, различия в формах сословно-классового деления и социальных различиях, специфику религиозных и мифологических представлений, особенности художественной культуры и письменных памятников. В целях выявления как общего, так и особенного в социокультурной жизни древних цивилизаций рассмотрим культуры Месопотамии и Древнего Египта.

Культура Древней Месопотамии возникла в IV-ом тысячелетии до н.э. на территории, находившейся между реками Тигр и Евфрат (поэтому ее называют культурой Междуречья или Двуречья). Так как в данном регионе последовательно существовали разные территориальные, этнические и государственные образования, наследовавшие достижения культуры друг друга, весь этот комплекс рассматривают как единую культурную целостность. Взаимодействие различных этнических групп, возникновение хозяйственной (основанной на ирригационном земледелии) и территориальной общности, переход от родовой организации к государству, возникновение городов явились основаниями формирования нового исторического типа культуры.

Первый этап в развитии Месопотамии представлен государственными образованиями на Юге – в Шумере и Аккаде, где сложились города-государства, в которых культура достигла больших высот. Шумеры изобрели клинопись (знаки выдавливались на глиняных табличках, которые затем высушивались или обжигались). Письменность была достаточно широко распространена, что позволило запечатлеть мифологические, религиозные, правовые представления, зафиксировать полученные знания (последние, как и в других древних цивилизациях, носили предписательный, «рецептурный» характер). Шумеры изобрели колесо, научились производить цветное стекло и бронзу.

В каждом из городов чтили своих богов, что привело к возникновению храмового зодчества. Строительным материалом служила глина, здания были ориентированы по сторонам света, стены храмов украшали надписи. В Шумере не было жречества как особого сословия, но высоко ценилось музыкальное искусство (появились свирель, флейта, бубен, арфа). Высокого развития достигли математика, основанная на шестидесятеричной системе исчисления, и астрономия, тесно связанная с астрологией. Здесь возникают и письменно фиксируются первые эпические сказания – знаменитый героический «Эпос о Гильгамеше». В нем представлены мифы о сотворении человека, всемирном потопе, смерти и бессмертии, о поисках смысла жизни и противостоянии человека богам.

Небольшое поселение в среднем течении Евфрата – Вавилон – к 19 в до н.э. стало важнейшим торговым и культурным центром Древнего Востока, объединившим Шумер и Аккад.