3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Её первыми по степени возникновения элементами были: 1) система табуирования, отражавшая морально-этические представления, 2) элементы искусства: танец, берущий своё начало в глубинах древности, так как первоисточник ритма — в биении человеческого сердца, зачастую носивший ритуальный характер; пещерная живопись. По отношению к первобытному искусству, подчёркивая его следование обычаям, применяют термины “традиционное” или “примитивное” искусство. Сердцевиной первобытной культуры, её идейным основанием, являлись культмагическое сознание и ранние формы религии.

В условиях позднего палеолита, в период ранней родовой общины начинают складываться и первичные религиозные представления в форме тотемизма, фетишизма, магии, анимизма. В процессе генезиса первобытной культуры постепенно складываются элементы культурного комплекса, хранящие посредством традиции и членораздельной речи основные навыки жизнедеятельности, поведения и общения. На смену культуре первобытности приходит период, который называют культурой ранних земледельческих обществ.

Изменения, происходившие в сфере производства в эпоху неолитической революции, породили переворот во всей системе жизнедеятельности этих обществ. Период формирования раннеземлевладельческих обществ – «осевое время истории» — сопровождался невиданным духовным брожением и привел к возникновению трех очагов цивилизаций века «бронзы» – дальневосточного (Китай), средневосточного (Индия), ближ-невосточного (Шумер, Вавилон, Сирия, Финикия, Ниневия, Египет, Крит).

В культурологии общепринятым является подход, в соответствии с которым выделяются исторические типы культуры раннерабовладельче-ских обществ: культура древних восточных цивилизаций и античность. Эти типы культуры имеют как общие, так и специфические черты. Древ-ние восточные цивилизации, при всей мозаичности, несхожести и контрастах, в свете новых археологических данных, предстают как единое целое, части которого постоянно взаимно влияли друг на друга, взаимообогащали как сами себя, так и народы, их окружавшие, но находившиеся на стадии первобытно-общинного строя (следует отметить, что, влияя на «варварские народы», эти цивилизации во многом развивались за их счет.

Среди цивилизаций «века бронзы» выделяют ряд культур, которым присущи как общие черты, так и специфические характеристики. Истоки культур Ближневосточного региона восходят к эпохе неолитической революции. Переход от первобытности и культуры раннеземледельческих обществ происходил благодаря природным и климатическим особенностям субтропической зоны, наличию «великих рек». (По словам Л.И.Мечникова «реки были культурными артериями» того времени). Центральными «узлами» древнецивилизационной жизни являлись города. Город представлял собой не просто большое поселение, а являлся экономическим, торговым, ремесленным, политическим и религиозным центром. Дифференциация видов деятельности, развитие и совершенствование ремесел и искусства, усложнение строительства, формирование храмового зодчества – все это стало возможным лишь с возникновением городского образа жизни.

Социокультурному бытию мира древних цивилизаций присущи общие черты, к которым можно отнести: 1) дифференциация видов деятельности, отделение ремесла и торговли от земледелия и скотоводства; 2) укрепление публичной власти и территориального единства, в целях чего фигура правителя обожествляется; 3) духовной основой жизни цивилизаций «века бронзы» является мифологическая парадигма; 4) на основе ранних религиозных верований возникают и оформляются полидемонические и политеистические религии; 5) на смену системе табуирования приходят правовые и моральные нормы; 6) происходит выделение видов искусства; 7) возникновение и развитие письменности приводит к появлению нового вида сохранения и передачи социокультурного опыта; 8) накопление информации ведет к становлению «рецептурного» знания, научные данные носят пред-писательный характер.

Основу духовной культуры древнецивилизационных обществ составляла мифология (мифология – от греч.