3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




М.Лотман выделял «дописьменный», «письменный», «книжный», «экранный» типы культуры и тип «новейших информационных технологий».

Выделение типов культуры позволяет выявить как уникальные, спе-цифические черты и свойства культуры, так и её культурные, антрополо-гические и общие основания.

Раздел II. История культуры.

Тема 4. Культура древних цивилизаций

Проблема происхождения человека и культурогенеза является актуальной и дискуссионной. Источниками изучения этого феномена служат данные археологии (в том числе и последние научные открытия), этнографии, палеоантропологии и других дисциплин. При оценке истории первобытного общества в науке сложились различные подходы и критерии. По мере накопления палеоантропологических находок ископаемого человека всё более очевидным становится, что древнейшее человечество с самого начала существовало во многих локальных формах, что являлось проявлением многолинейности эволюции. Сосуществование на протяжении ряда тысячелетий форм, относящихся к разному уровню стадиального развития характерно для формирования современного человека. Палеоанропологические исследования показали, более раннее, чем считалось прежде, формирование многих общественных институтов (например, искусства, религии), многообразие и извилистость путей социального прогресса, которому предшествовали несколько миллионов лет пути.

Типы культур бронзового и железного веков классифицируются по зонам и регионам, и единого критерия их характеристики нет, не существует определённого основания этой классификации, поскольку на тип культуры влияет огромное количество факторов.

Наряду с вышеперечисленными подходами первобытную культуру можно рассматривать как традиционную, пронизанную общей мировоззренческой мифологической парадигмой. В период, предшествующий неолиту, жизнь первобытного общества полностью зависела и была подчинена природным циклам, отсутствовала ярко выраженная производственная деятельность. Эти факторы ориентировали социум на безусловное единство человека, коллектива и природы – следствием чего явилось мифологическая парадигма, основной идеей которой был синкретизм, абсолютное тождество человека-рода – природы-космоса. Все народы и общества воспринимали и понимали мир таким образом, что человек не выделял себя из природы. Жизнедеятельность первобытного общества носила практически-духовный характер, творчество и культура были органиче-ской частью процесса добывания средств к существованию.

Особенности культуры первобытного общества: 1) синкретизм мифологической мировоззренческой парадигмы; 2) практически- духовный характер культуры, 3) традиционализм, 4) универсальный ха-рактер.

Появление первобытной культуры, следовательно, берёт своё на-чало с “Homo sapiens”, человека разумного, способного к определённому осмыслению и оценке конкретной ситуации, к определенному “творчеству”. Общепринятой является точка зрения, что культура начинает свой исторический путь на этапе позднего палеолита (40-35 тыс. до н.э.) в эпоху мустьер. В этот период возникают взгляды и представления, отразившиеся в искусстве и религии (но этот процесс не был одновременным – в южных регионах происходит значительно ранее, чем в северных).

Полная подчиненность природе, страх перед неведомым, скудные знания о мире – всё это привело к тому, что сознание первобытного человека было первоначально эмоционально-ассоциативным, а не разумно-логическим. В нём преобладали иллюзии и фантазии, определившие специфику первых элементов культуры, формировавшихся под воздействием двух важнейших факторов: появления языка и обыденных знаний.

Жизнь первобытного общества носила коллективно-родовой характер, где царило полное равноправие (в том числе между мужчиной и женщиной, даже в условиях матриархата). Результатом общения и повседневной деятельности была закреплявшаяся в обычаях и запретах традиция. Род был явлением экзогамным, что привело к дуально-родовой организации (система двух взаимнобрачащихся родов, где брак был дислокальным). Обычаи и традиции, невозможность нарушения запретов и предписаний членами рода обусловили традиционный характер первобытной культуры.