3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Мировоззренческая парадигма (от греч. парадигма – образец) – это совокупность наиболее общих, устойчивых представлений социальных субъектов конкретно-исторических эпох, отражающих то, как люди видят, понимают и преобразуют мир, природу, общество, самих себя. В соответствии с историческими типами деятельности выделяют и основные типы мировидения – космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

Таким образом, культура может рассматриваться как система обоб-щенных и унифицированных смыслосодержательных контекстов деятельности, объективированных в знаковых системах, в результатах материального и духовного творчества.

Деятельностный подход в исследовании культуры сегодня представлен синергетической моделью культурной динамики. Синер-гетика – наука о процессах самоорганизации в природе и обществе, ее предметом являются механизмы спонтанного самообразования и сохранения сложных систем. С позиций синергетики культура как метасистема развивается в результате взаимодействия и взаимодополнения двух начал – порядка и хаоса. Хаос является необходимым моментом саморазвития культуры, так как возникновение нового неразрывно связано с неустойчивостью, случайностью, процессами разрушения. Достигая пределов своего развития, “точек бифуркации”, система приходит в состояние неравновесия, неустойчиво-сти, обнаруживая тенденции к упадку. Таким образом, стадии возникновения и распада, равновесия и неустойчивости непрестанно сменяют друг друга, обусловливают протекание культурных процессов.

Типология культуры.

Социокультурный мир неоднороден и многомерен в синхронном и диахронном аспектах. Классификация культурных типов – это метод исследования культур, в котором критерием выделения является определённая совокупность существенных показателей.

Выделяют социальные, этнонациональные и исторические типы культуры. Социальные типы культуры классифицируются по различным признакам:

Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии: доминирующая или «базовая», культура – совокупность «алгоритмов» жизнедеятельности, поведения и общения, характерных для большинства социальных субъектов.

1. Доминирующая культура может быть этнической и национальной. Эт-ническая культура основана на общности происхождения и совместной деятельности, основной способ передачи социокультурной информации в ней – традиция. Национальная культура основана на территориальном, экономическом и лингвистическом объединении людей. Включает в себя специализированные области и этническую культуру. Основной способ передачи социокультурных достижений – письменность.

2. Наряду с доминирующей, в культурном пространстве наличествуют субкультуры. Субкультура – совокупность социокультурных характеристик, присущих определённой социальной группе. Признаки субкультуры: а) собственная, отличная от доминирующей, система ценностей и жизненных ориентиров; б) особенности языка как средства общения(арго); в) стиль жизни; г) имидж и др. К числу субкультур относятся молодёжная, тюремная, цыганская и другие виды культуры.

3. Контркультура – тенденции, элементы культуры, направленные против установок и ценностных ориентаций доминирующей культуры. Контркультура, с одной стороны, характеризует направленность и соотносимость «базовой» и субкультур, а с другой стороны, отражает тенденции создания культурных инноваций в развитии культуры.

Маргинальная (от лат. marginales – находящийся на краю) – понятие, определяемое положением человека между культурными типами. К ней относят «культурные гибриды».

Проблема единства и множественности культурного процесса лежит в основании диахронной типологии культур.

По соотношению типа культуры и типа власти выделают матриар-хальную и патриархальную культуры. Я. Баховен выделил «мужское» и «женское» начало в культуре. Для ряда исследователей этот тезис дал основание выделения матриархального типа культуры (общие черты: связь с землёй и кровные узы, пассивность, равенство людей и гармония отношений). Патриархальный тип основан на моногамии, патернализме, социальной иерархии.