3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Эта функция реализуется через деятельность социокультурных институтов (семья, школа, церковь и т.д.), приобщая индивида к нормам и ценностям общества, согласовывая личностные ценностные мотивации с целями и ориентациями социума.

Релаксационная или гедонистическая функция – культура вырабатывает и передаёт определённые формы и способы получения удовольствия, достижения гармонического сочетания потребностей и способов их удовлетворения.

Функции культуры в целом выражают различные аспекты человеческого существования в пространстве культуры, её способность к самосовершенствованию и саморазвитию.

К числу приоритетных и актуальных проблем культурологического знания относится вопрос о закономерностях возникновения, формирования и развития культуры. Анализ социокультурной динамики, механизмов и источников развития представителями различных школ и направлений культурологии решается с различных позиций отражает неоднозначность и многообразие самого предмета ис-следования.

Проблема происхождения культуры представлена следующими точками зрения.

1) Креационизм, характерный для теологических теорий. Культура как результат проявления Божественной воли рассматривается как составная часть процесса сотворения мира.

2) Деятельностный подход, в котором деятельность есть способ бы-тия культуры и источник ее возникновения и функционирования.

3) Псхологический подход, с позиций которого культура возникает как совокупность феноменов, компенсирующих неосознанные психиче-ские влечения человека.

4) Эволюционистский подход, рассматривающий культуру как за-вершающий этап эволюционных процессов природы.

В данном пособии культура и проблема ее саморазвития пред-ставлена на основе методологии деятельностного подхода. Культура здесь предстает как процесс, результат и поле осуществления человеком своих возможностей и потенций. Каждое новое поколение, с одной стороны, усваивает и воспроизводит способы и матрицы действий предшествующих поколений, с другой стороны, изменяет эти алгоритмы и приемы в силу новых условий. Развивая и совершенствуя навыки деятельности в пространстве культуры, человек совершенствуется и развивается сам. Деятельность – категория, характеризующая творческую активность человека, в его взаимоотношениях с природой и обществом, актуализируемая в конкретных видах действий. Если деятельность – это способ бытия общества и человека, то культура – способ ее реализации, является исторически и социально обусловленной формой сохранения технологий деятельности. В процессе ан-тропосоциогенеза человек создавал новые, внеприродные приемы оперирования с предметной средой, культура отбирала, аккумулировала, хранила и передавала эти приемы и способы действий в символической форме. В этом смысле способность культуры транслировать, воспроизводить деятельность по заранее заданным основаниям – алгоритмам, нормам, схемам, матрицам, канонам, стереотипам, выходит на первый план. При этом культура – открытая система, ее алгоритмы – открытые алгоритмы, реализующие творческую деятельностную сущность человека. Культурогенез здесь предстает как постоянный процесс реализации открытого спектра возможностей, смены традиций и новаций в ходе совместной социальной деятельности, общения и обмена достижениями. Поэтому культуру рас-сматривают и в ее отличиях от природы, и с позиций типологии, и с позиций структурности.

Деятельность как субстанция культуры и способ ее бытия отра-жается в определенных устойчивых формах саморефлексии социальных субъектов. В современной культурологии – это проблема культурных универсалий, постоянно воспроизводимых категорий, в символическом виде хранящих и передающих основные алгоритмы, схемы, матрицы жизнедеятельности, поведения и общения. Вопрос о природе, классификации и функциях универсалий культуры сегодня является дискуссионным и спорным. Культурные универсалии предстают как понятия, в обобщенном и концентрированном виде, аккумулирующие и транслирующие смыслосодержательные контексты деятельности, нормы и правила поведения, общения и совместной жизнедеятельности.

На различных этапах совместной социальной деятельности ее субъекты отражают, “видят” мир и самих себя в определенных, исторически обусловленных системах идей, представлений, чувств, концентрированным выражением которых предстает мировоззренческая парадигма.