3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Символы и знаки, кодируя куль-турную информацию, организованы в знаковые системы – культурный текст. Формы существования культурного текста многообразны – от са-кральных текстов как закодированных символических метафизических значений до конкретных культурно-логических исследований – отчетов. В условиях информационного общества появляются “гипертексты” (например, ИНТЕРНЕТ).

Все подсистемы культуры существуют в неразрывном единстве и взаимодействии, образуют единую социокультурную систему. Основными универсальными элементами культуры являются наука, техника, ценности, нормы.

В социокультурном пространстве наличествует определённая иерархия ценностей, система которых определяет основные мотивации человеческого поведения. Ценностно-ориентированные установки взаимосвязаны с культурными нормами. Культурная норма – общепринятый стереотип поведения и общения, отвечающим ожиданиям общества. Социокультурные нормы формируют варианты поведения, понятные окружающим, это средство осознанного сотрудничества и общения.

Типология культурных норм проводится по следующим основаниям:

1. по степени распространенности:

а) универсальные – относятся ко всем субъектам данной культуры;

б) частные – относятся к определенной сфере деятельности, различные по социокультурному значению;

2. по степени обязательности:

а) запрещающие

б) побуждающие.

3. по сферам действия:

а) моральные нормы,

б) религиозные,

в) политические,

г) правовые.

Наиболее значимыми в системе культуры предстают такие регулятивные нормативы как мораль и право. Нормы нравственности — внутреннее основание культуры, её координаты. Культурные нормы неразрывно связаны с ценностями. Изменение ценностных ориентаций и приоритетов влечёт за собой изменение мотивов поведения и социальной деятельности, правил поведения и общения. В каждой культуре и в душе каждого человека формируются определенные идеалы. Идеал – абстрактный образ возможных культурных норм, к которым стремятся, но которые никогда не достигаются.

Культуры, в которых традиция является основным способом трансляции социокультурной информации, называют традиционными. Если традиция консервативный элемент культуры, передающей ей стабильность и преемственность, то новации – это творческий, динамический элемент культурной динамики.

Культурные традиции, осуществляя связь времени и преемствен-ность поколений, передают социокультурную информацию в символической форме. То есть культура выполняет сигнификативную функцию, обозначение и оценка культурных явлений, определение их роли и значения в контексте человеческой жизни. По определению Э.Кассирера, культура предстает как “ символическая Вселенная”. Социокультурный опыт кодируется, зашифровывается в определённых символах, знаках и знаковых системах. Культурная информация вырабатывается, упорядочивается и передается не только через традицию, но и через язык.

Информационно-коммуникативная функция культуры – способность порождать, перерабатывать и транслировать социокультурный опыт. Формы трансляции опыта: рефлексивные (язык) и нерефлексивные (традиция). Важнейший носитель коммуникативной информации – язык. Культурные коммуникации осуществляются в пространстве культуры между различными культурами (межкультурные) и субъектами одной культуры (внутрикультурные).

Аксиологическая функция культуры отражает способность культуры формировать и распространять ценности. Формами закрепления и передачи ценностей выступают культурные нормы, каналы трансляции социокультурного опыта, способы социокультурной коммуникации. Ценностный аспект культуры придаёт смысл человеческой жизнедеятельности.

Креативная функция выражает творческий, активный, открытый характер культуры. В этом ракурсе культура предстает как общий объём творчества человечества и как источник креативных возможностей личности.

Функция социализации личности выражает способность культуры к формированию своих собственных субъектов, отражает способы и средства формирования человека как творца, носителя и потребителя культурных ценностей.