3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Белорусская культура как тип. Структура культуры и её основные функции.

Мир культуры – сложная многоуровневая система элементов, нахо-дящихся в различных связях и отношениях между собой. Культура как открытая метасистема, созданная людьми сфера жизнедеятельности, имеет определённую структуру. В культурологии неоднородность и многообразие явлений социокультурной реальности позволяет говорить о различных вариантах классификации структурных компонентов культуры. Для выявления параллелей и взаимодействия между культурными феноменами используются методы систематизации и клас-сификации. Структурирование культуры основано на выделении оп-ределённых системных элементов в процессе ее исторической динамики. Первоначальный синкретизм культуры сменяется её дифференциацией.

С позиций системно-структурной организации можно выделить ос-новные подсистемы культуры: материальную, духовную, социальную и коммуникативную. Материальная подсистема культуры включает в себя культуру производства, труда, жилища. Ее важнейшим элементом является культура человеческого тела, забота о здоровье, материальном и физическом благополучии семьи и т.д. Духовная подсистема охватывает такие формы духовной жизни как нравственность, искусство, религию, право, политику, философию. Важнейшим элементом духовной культуры, формирующимся на теоретическом уровне общественного сознания, является идеология.

Социальная подсистема культуры представлена как многооб-разными связями и отношениями субъектов культуры (формальными и неформальными), так и социальными институтами культуры, такими как образование, семья, церковь, государство и др. К коммуникативной подсистеме относятся средства, способы и формы общения, кодирования и передачи значимой соцокультурной информации. Средства передачи социокультурного опыта: традиции, обычаи, обряды, ритуалы.

Традиция – (от латинского traditio – передача, повествование) – трансляционная «лента» культуры, исторически сложившиеся алгоритмы жизнедеятельности, передаваемые из поколения в поколение. Способ передачи социокультурного наследования в традиции реализуется через обряды, обычаи, нормы поведения. Обычай – принятый нерефлексированный способ совершения определенных действий. Обряд – внешняя форма реализации обычая, фиксирующий определённый порядок и последовательность действий. Культуры, в которых традиция является основным способом трансляции социокультурной информации, называют традиционными. Если традиция — консервативный элемент культуры, передающей ей стабиль-ность и преемственность, то новации – это творческий, динамический элемент культурной динамики.

Культурные традиции, осуществляя связь времени и преемствен-ность поколений, передают социокультурную информацию в символической форме.

Язык – способ обозначения, создания, переработки и трансляции культурной информации. В языке отдельные феномены наделяются определенными значениями и организуются в определённую систему кодирования. Виды языков:

1) вербальные (письменность, национальные языки и т.д.) и не-вербальные (танец, пластика и т.д.);

2) естественные (русский, английский и др.) и искусственные (языки про-граммирования, эсперанто и т.д.)

Язык – показатель уровня культурного развития как социума, так и личности, множественность языков культуры отражает полисистемный характер самой культуры. В языке осуществляется единство символических и знаковых форм. Символ – неразвёрнутый знак, в нём заключены возможности развёртывания первоначального культурного смысла. В историко-культурном развитии присутствуют знаки – индексы, знаки-символы, иконические знаки. В этом смысле символы играют значительную роль в науке и искусстве. Символы и знаки, кодируя культурную информацию, организованы в знаковые системы – культурный текст. Формы существования культурного текста многообразны – от сакральных текстов как закодированных символических метафизических значений до конкретных культурно-логических исследований – отчетов. В этом смысле символы играют значительную роль в науке и искусстве.