3 Февраль 2011

Культурология — конспект лекций




Культура — одно из наиболее часто используемых и многоаспектных понятий. В повседневной жизни термин “культура” употребляется во множестве значений и смыслов. Полифоничность и многообразие смысловых оттенков понятия культура связаны со сложностью и противоречивостью самой культуры, богатством ее содержания и калейдоскопичностью форм проявления.

Как специфическая сфера человеческой жизнедеятельности и способ бы-тия общества и личности, культура является предметом изучения гуманитарных наук, особое место среди которых занимает культурология. Эта научная дисциплина возникает в двадцатом веке и сегодня находится в стадии концептуализации и теоретического оформления. Первоначально анализ культуры осуществлялся посредством философии культуры, на основе которой впоследствии формируется культурология. Если другие гуманитарные науки изучают те или иные стороны, сферы и многочисленные феномены культуры, то культурология исследует культуру как систему взаимосвязанных форм, ее структуру, функции, законы функционирования и развития.

Термин «культурология» введен в научный обиход американским культурологом Л.Уайтом. Культурология – это интегративная наука, общая теория культуры, изучающая культуру как целостность в единстве законов функционирования и развития. Если философия культуры – это обозначение подходов к выявлению сущности культуры, условий и форм ее проявления, то культурология выявляет законы и механизмы функционирования конкретных форм и сторон культуры в единстве объяснения и понимания.

В структуре культурологии как науки, находящейся в стадии становления, выделяют следующие разделы:

a. теорию культуры;

b. социологию культуры;

c. социальную и культурную антропологию;

d. историю культуры.

Предмет культурологии – культура как системное образование, рассматриваемое в единстве ее структурности, функций и законов развития. Метод культурологии есть единство объяснения (поскольку культура – это система смыслов и значений, со своей сущностью и логикой, которые постигаются путем рационального обоснования и теоретического изучения) и понимания (т.е. обретения интуитивно-смысловой причастности субъекта к изучаемой культуре, осознания себя представителем данной культуры). Этот метод позволяет проникать в жизненное пространство различных культур, и, как следствие, — выявлять диалогичность в трактовке соотношения культур.

Задачи теории культуры как части фундаментальной культурологии:

1. Создание непротиворечивой модели культуры как системы взаимосвязанных форм;

2. Анализ взаимодействия общества, социальных групп и ин-дивидов в пространстве культуры;

3. Создание научно обоснованных концепций взаимосвязи культуры и цивилизации, возможностей диалога культур в условиях глобализации.

4. Исследование факторов социализации личности, источников культурной динамики, проблем культуротворчества. Это лишь наиболее значимые из проблем теоретической культурологии, которые решаются как путем фундаментальных исследований культуры, так и посредством обобщения данных прикладных культурологических исследований. Теория культуры неразрывно связана с историей культуры, поскольку невозможно выявить законы развития культуры вне системного ее изучения, и, в то же время, нельзя объяснить сущность социокультурных процессов без учета закономерностей становления и развития культуры.

Задачи истории культуры: 1. Выявление закономерностей социокультурной динамики; 2. Изучение процесса культурных взаимодействий и изменения феноменов культуры в его результате; 3. Поиск и обоснование возможных вариантов развития культуры в условиях информационного общества.

Таким образом, решая эти задачи, культурология предстает в единстве своих основных аспектов: теоретико-методологического и социально-исторического, а поскольку культура является средой социализации и развития личности, то культурология не может не включать и гуманистически-антропологический аспект.