14 Март 2011

Введение в культурологию




Поэтому и постичь культуру в реальной целостности и полноте конкретных форм ее существования, в ее строении, функционировании и развитии можно только с позиции методологии системного мышления. Все другие подходы способны зафиксировать, схватить, вычленить какие-то, хотя и важные, но все же частные и частичные характеристики культуры. В основе же системного подхода возможна не только фиксация того действительно специфичного, что в качестве элементов входит в характеристику культуры, но и понимание ее сущности как особой сферы бытия.

2. Познавательное и деятельностное в понимании культуры

Итак, специфичность культуры состоит в том, что она характеризует только существование человека. Из всех живых существ только он является культурным в родовом и индивидуальном смысле. Ни одно другое, даже самое высокоразвитое существо не может быть охарактеризовано как культурное. В животном мире мы встречаем виды живых существ, которые живут сообществами или стадами. Их поведение подчас строится на довольно сложном разделении функций между отдельными особями, обеспечивающим их выживание. Они способны создавать сложные обиталища и т.д. Но ни в одном из известных случаев не может быть и речи о культуре как целенаправленной и осмысленной деятельности. Действия всех существ в животном мире представляют результат их биологического приспособления и передаются из поколения в поколение посредством генетического кода, т.е.естественным путем. Этим они не выделяют себя из природы, а наоборот, демонстрируют свое включение в нее, какимбы ни было сложным их поведение. Правда, есть культурные растения или животные, т. е. такие, которые в отличие от своих предков и сородичей в природе, обладают свойствами, которые были ими приобретены в результате длительных и кропотливых возделываний и селективной работы, осуществленных человеком, преследующимсвои цели. То есть они «культуры» только как часть культурного мира человека.

Сфера природы, которая приобретает культурные свойства, под воздействием человека расширяется. В этом состоит одно из проявлений культурно-исторического прогресса человечества. Человек все глубже проникает в природный мир, реализуя свои потребности, которые становятся все сложнее, многообразнее и изощреннее. Следовательно, культурный мир увеличивается за счет включения в себя все новых областей природы или сфер естественного бытия. Конечно, это не единственный путь расширения культурного мира человечества, а с некоторого времени даже не главный. Первоначально только предметы внешнего мира использовались человеком для закрепления в них и передачи приобретенной им культурной информации и прежде всего выработанных им программ культурной жизнедеятельности. Но по мере развития культуры и человека сфера предметов, которые стали выполнять функцию культурных кодов,неуклонно возрастала. Наряду с естественным языком главным средством общения и передачи культурных смыслов, возникают так называемые вторичные языки или знаковые системы, в роли которых выступают практически все подсистемы культуры: объекты искусства, быта, нормы этикета, техносфера и т.д. Обширность подобных подсистем становится главным направлением расширения мира культуры. Но в любом случае культурный статус и культурный смысл им придает человек посредством своей деятельности.

Итак, отличительной особенностью культуры является то, что она создана деятельностью человека. Вне этой последней, иначе говоря, культуры, взявшейся ниоткуда, «из ничего», не существует. Даже самая примитивная культура первобытного человека неизмеримо сложнее, представляет собой качественно иное явление, чем даже самое затейливое поведение животного. Определив связь культуры с деятельностью человека в том смысле, что последняя порождает культуру, мы остановились на деятельностном принципе понимания происхождения и сущности культуры. И этим сделали важный, но еще недостаточный шаг к пониманию существа дела. Возникает необходимость ответить на вопрос: что такое деятельность человека и в чем ее отличие от поведения других существ?

При ответе следует обратить внимание на то, что деятельность человека многопланова и распадается на виды, в каждом из которых реализуются различные функциональные способности человека и достигаются различные цели. Поэтому логично уточнить:всякая ли деятельность человека является культуротворческой? Утвердительный ответ не кажется очевидным, поскольку сразу же можно указать на такие виды или формы деятельности, которые не создают культуру, а разрушают ее, не сохраняют, а ставят под угрозу ее существование, не развивают, а заводят в тупики катастрофических состояний, порождая духовный кризис. Важно при этом указать, чем вызывается деятельностная активность человека, когда и как она возникла. Очевидно, что деятельность человека на различных фазах исторического бытия не является равной самой себе, а в различных типах культуры и общества различается по видам и по своим формам. Из этого следует, что деятельность сама культурно и социально детерминирована.

При рассмотрении проблемы деятельности существуют два подхода: первый — специально-научный и второй — философский. Специально-научный ориентирует на поиски конкретных ответов на следующие вопросы: какой вид деятельности был исторически первичным и к каким последствиям в отношении человека и культуры он привел. Известна трудовая концепция марксизма, утверждающая, что труд, прежде всего орудийный труд, т. е. деятельность с помощью специально созданных приспособлений и деятельность по созданию таких приспособлений, был той причиной, которая преобразовала человека (создала его) и затем привела к возникновению общества и культуры. Труд, особенно в сфере материального производства, и поныне является основой культуры. Между тем каковы бы ни были конкретные теории, они недостаточны для объяснения процессов, совершавшихся в далеком прошлом и требуется интеграции знания, относящегося к широкому кругу биологических и социальных наук.

Философский подход, объясняя основные предпосылки, условия, структуру, формы культуротворческой деятельности, в которых она предстает, исходит из того, что она не вызывается исключительно естественной необходимостью и заканчивается тогда, когда эта необходимость исчезает. Следовательно, культурная деятельность является деятельностью не какой-либо единственной особи или множества разрозненных особей, а видом сопряженной коллективной деятельности. Если коллективы живых существ, имеющих природную основу, осуществляют исключительно биологическую по своему характеру, заданную генетически и транслируемую в наследственном коде поведения животных деятельность, то человек в процессе культурной жизнедеятельности, напротив, включается в коллективность, создавая социальную общность.