14 Март 2011

Введение в культурологию




Необходимой базой для подобных наблюдений и обобщений, конечно же, служат сведения, добытые археологией, этнографией, историей производственных и общественных отношений, историей техники, архитектуры, искусства, дизайна. Со своей стороны, культурология как философская дисциплина обязана дать названным наукам, занимающимся, как правило, конкретными фрагментами материальной культуры, столь нужное им обобщенное представление о скрытых механизмах ее развития, об их работе не только на трех глобальных этапах, но и на более конкретных участках исторического пути. Тут выступает следующая методологическая задача — выбор принципов наблюдения, выделения, описания и сопоставления таких участков. Для исторических наук (и даже для документальных хроник) традиционно характерен свободный авторский выбор позиций, фактов и освещаемых аспектов. Такой подход исключает корректное сопоставление исторических картин, даже написанных одним автором.

В курсе приняты за основу два принципа. Во-первых, представленный выше логический метод рассмотрения, позволяющий прослеживать логику событий, а также выбирать характерные точки в линии развития объекта. Во-вторых, постоянная структура анализа — обоснованный состав и последовательное соблюдение единых существенных плоскостей рассмотрения любых точек эволюции. Полученные в теоретическом разделе положения предопределяют присутствие в этой структуре четырех следующих плоскостей:

1. плоскости элементов, или объективных факторов, обусловливающих содержание и форму материальных объектов (вещей, сооружений, их систем, фрагментов предметной среды);

2. плоскости соотношения в объекте полярных функций (практической и художественной), определяющих суть материального объекта и всех процессов его «жизни»;

3. плоскости цикла предметной деятельности, где проясняются характер и соотношение общественных сфер, во многом определяющих объект (потребления, планирования, проектирования, производства, оценивания, обучения, осмысления);

4. плоскости профессиональной рефлексии представителей соответствующих исторических эпох, где обрисовывается круг актуальных тогда проблем, характер и способы их решения.

Названные срезы анализа в своем взаимодействии дают сущностное и достаточно объемное представление о состоянии материальной культуры в каждой рассматриваемой точке эволюционной линии. Последовательное соблюдение единой структуры анализа в качестве его стержня позволяет корректно сопоставлять любые интересующие нас участки истории и таким образом обнажать происходящие изменения [7].

В лекциях как наиболее характерные выделены эпохи, освещенные в следующих 12 темах.

1. Генезис материальной культуры

Дикость. Собирательство. Охота. Становление труда. Черты предметной деятельности и ее первые продукты (орудия, жилища). Техника каменного века. Зарождение эстетического чувства. Предметный мир как текст. Изобразительная деятельность. Возникновение и функции орнамента.

2. Первобытная культура

Родовое общество. Специализация орудий. Неолитическая революция. Земледелие и скотоводство. Поселения. Ткачество. Гончарное дело. Разделение труда. Обмен. Мегалиты.

3. Материальная культура древневосточных цивилизаций

Мелиорация и оросительная техника. Государственная машина. Восточные города. Строительство. Храмы и погребения. Освоение металлов. Выделение ремесел. Торговля и деньги. Письменность, ее функции и эволюция форм.

4. Материальная культура античного мира

Земледелие. Античные города, их функции и структура. Ремесла. Архитектура. Военная техника. Транспорт. Горное дело. Сопоставление строительства Греции и Рима. Черты эллинизма. Первые архитектурные трактаты.

5. Материальная культура средневековья

Многоликость культуры. Культурные слои европейского средневековья. Города, их зарождение, развитие и жизнь. Консолидация и дифференциация ремесел. Романское строительство: замок—монастырь—жилище. Готический храм как инженерная конструкция и как синтез искусств. Искусство книги. Пути сообщения. Военная техника. Горное дело.

6. Уроки рукомесла

Ведущие типы предметного творчества. Сущность прикладного искусства: его возникновение, черты, плоскости классификации. Дифференциация по функциональным средам и организации производства. Переходные формы. Каноническая культура. Создание образцов. Закономерности развития предметных форм в различных функциональных сферах. Трансформация цикла предметной деятельности.

7. Материальная культура эпохи Возрождения

Производство: текстиль, стекло, часы, книгопечатание, порох и т.п. Черты новой культуры. Миросозерцание. Личность и ее роль в обществе. Кустарное изготовление машин. Смена стилей и принципов творчества. Становление теории архитектуры. Переход к мануфактуре, ее черты. Зарождение проектной культуры.

8. Техническая революция

Метаморфозы во всех срезах предметной деятельности. Утрата целостности производства, вещей, предметной среды, человека. Самоопределение искусства и техники, их антагонизм. Два цикла. Теории классицизма и романтизма, их преломление в материальной культуре. Распад прикладного искусства. Эклектизм. Развитие городов, их новый облик.

9. Рационализм в материальной культуре XIX в.

Прагматизм. Инженерное проектирование. Взаимодействие практического и художественного начал в легкой промышленности, машиностроении и строительстве. Истоки и формы рационализма, его проявления в теории и практике архитектуры. Всемирные промышленные выставки. Уникальные инженерные сооружения. Новые функции, материалы, конструкции, формы. Смена принципов формообразования в архитектуре.

10. Успехи науки и техники

Прядильные и ткацкие станки. Паровой двигатель. Металлообрабатывающие машины. Цемент, сталь, железобетон. Железные дороги, мосты, судостроение. Каскад изобретений. Индустриальное строительство. Принципы формообразования в технике.

11. Предпосылки нового единства

Пути возрождения целостности. Поиск нового стиля, его направления на Западе и в России. Протофункционализм в США и Европе. Запросы промышленности. Функционализм как концепция предметного творчества. Первые шаги дизайна в Германии и России. Судьбы пионеров. Теория архитектуры и дизайна первой половины XX в.

12. Дизайн и общество

Понятие дизайна, бытовое и профессиональное. Объекты дизайна вещей: плоскости, объемы, среды, процессы. Социальные цели дизайна. Задачи дизайна вещей. Методы проектирования от инженерного до художественного. Концептуальный дизайн. Дизайн на Западе, его организационные формы. Волны российского дизайна [8]. Позиции оценивания объектов материальной культуры.