14 Март 2011

Введение в культурологию




Однако предмет теории — не только сущность, но и общие закономерности изучаемого явления. И здесь системная постановка вопроса предполагает рассмотрение не случайных закономерностей и своеобразия различных культур или сфер предметного мира, а сущностных черт исследуемого обобщенного объекта и общих закономерностей [4], причем не отдельно взятых, а представляющих собой систему. Наконец, системный подход при рассмотрении любого объекта предполагает учет трех основных взаимосвязанных плоскостей: предметно-структурной, функциональной и исторической. В теоретическом разделе на основе сконцентрированных историческими науками знаний о практике осуществляется структурно-функциональный анализ нашего объекта.

При непосредственном исследовании контурно обозначенный в море культуры «континент» предметного мира рассматривается с целью установить его так сказать «сущность первого порядка», природу и специфику его существования — строение, «рельеф», «климатические зоны». Для этого он прежде всего изучается в пространственно-временном континууме — в онтологической плоскости. Такой анализ обнаруживает спектр обобщенных объектов, основных форм существования на оси «статика— динамика»:

Плоскостные предметы — Объемные предметы — Предметная среда — Опредмеченные процессы

В этом спектре полярные начала — плоскость и процесс — взаимно диффундируют.

Однако любой из обобщенных объектов может быть различным по содержательной направленности и соответственно по структурной организованности. Эта направленность определяет характер существования вещи и процессов ее формирования. Ясность в данном вопросе, особенно необходимая для проектной и экспертной практики, может быть установлена лишь путем функционального анализа. В движении от общего устанавливается зона материально-предметной деятельности и ее продуктов в целостном пространстве функций культуры [5]. Выясняется, что вся эта зона представляет собой спектр переходных форм между полюсами практической полезности и художественной выразительности, в котором отчетливо выделяются принципиально различные типы предметов и соответствующих характеру их функционирования методов созидания, критериев оценки, представлений о красоте и т.д.

Особое внимание в лекциях уделено самым сложным для осмысления типам предметного творчества, наиболее отчетливо совмещающим практическое и художественное начала, архитектоническим искусствам, раскрытию своеобразия их видов, содержания и формы их продуктов. Графическое пересечение намеченных спектров дает поле необходимых и достаточных объектов предметной культуры. Каждая ячейка полученной матрицы характеризуется, во-первых, по способу существования в пространственно-временном континууме и, во-вторых, с точки зрения взаимодействия в объекте практического и художественного начал.

Далее встает вопрос о более глубокой сущности материальной культуры — о закономерностях, направляющих все процессы, через которые проходит предмет в течение своей «жизни», которым должна в идеале отвечать его форма и которые, следовательно, должны учитывать создатели элементов предметной среды, а также эксперты, оценивающие результаты работы, и, разумеется, исследователи материальной культуры. Выявить такие процессы и соответствующие сферы предметной деятельности, т.е. установить цикл формирования вещей или их комплексов, доказательно представить необходимые и достаточные факторы, определяющие содержание и форму предметов различного типа, установить взаимодействия таких факторов с предметами, т.е. структурные модели предметосозидания, и т.п. позволяет структурный анализ. Однако возможности структурно-предметного рассмотрения ограничены. Оно выясняет состав элементов изучаемого объекта и связи таких элементов (внешние и внутренние) с данным объектом, т.е. застывшие структуры. Чтобы наполнить полученные связи жизненным содержанием, движением, установить характер скрытых за ними отношений, необходим функциональный анализ. Он позволяет выявить не только связи, а закономерности, т.е. устойчивые отношения, столь важные для понимания глубинной сущности изучаемого явления [6].

Положения, полученные в теоретическом разделе, последовательно проводятся через весь курс, в частности, они дают твердое основание для анализа эволюции материальной культуры.

Исторический раздел, рассчитанный на 48 лекционных часов, также начинается с постановки вопроса и осмысления исходной методологической позиции. Здесь в качестве объекта рассмотрения выступает процесс эволюции материальной культуры, а в качестве предмета исследования — общие закономерности такой эволюции.

Данному предмету исследования адекватен логический метод, позволяющий, во-первых, абстрагироваться от безбрежного многообразия конкретных эмпирических фактов, прослеживая лишь общую логику событий, и, во-вторых, выбрать характерные точки в эволюции объекта, где соответствующие закономерности наиболее обнажены. Исторически последовательный ряд подобных точек образует пунктирную линию развития материально-предметной культуры, взятой в целом. Исходная точка такой линии — акт возникновения. Этому вопросу посвящена лекция раздела, в которой в соответствии с данными современной науки прослеживается качественное развитие материи в космическом масштабе, формирование биосферы, естественный выход культуры из природы, наследование, сохранение и усложнение в предметном мире природных закономерностей и функций, зародившихся в природе, синкретичность первых искусственных предметов, явившихся желудем, из которого выросло могучее и бесконечно многообразное дерево культуры.

Далее возникает вопрос о выделении для начала максимально обобщенных этапов развития мировой культуры — ее прошлого, настоящего и будущего. Современное понимание этого вопроса прямо или косвенно исходит из признания того факта, что звеном, определяющим уровень и особенности материальной культуры (а также всей культуры, развивающейся на этом основании), служит господствующий способ обработки исходных материалов. Именно он, а не региональные, национальные, этнические, религиозные и другие выдвигаемые на эту роль признаки, позволяет специалистам различных убеждений единодушно выделять основные укрупненные этапы (типы культуры) в истории человечества:

• прошедший этап ручного труда;

• господствующий ныне этап машинного производства;

• набирающий силу этап информационного формирования «второй природы».

Эта трехступенчатая схема определяет структуру исторического раздела, суть которого, в соответствии с намеченной постановкой вопроса, в особом интересе к повторяющимся в ходе истории устойчивым отношениям — закономерностям, в прослеживании их проявлений и развития на материале различных эпох.