14 Март 2011

Введение в культурологию




Коськов

Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.43-52

Под материальной культурой традиционно понимается совокупность вещей, устройств, сооружений, т.е. искусственно сотворенный человеком предметный мир. Иногда его называют «второй природой». Однако артефакты — лишь одна из граней объемного тела материальной культуры — продуктивно-предметная грань. Наряду с ней выделяют процессы, средства и способы создания и потребления названных продуктов — технологическую грань, а также техническую культуру самих создателей и потребителей предметного мира или его фрагментов — субъектную грань. Материальная культура имеет не только качественно разные грани, но и количественно различные срезы. Она может быть рассмотрена на разных уровнях: от единичных предметов, процессов и людей до глобальных цивилизаций [1].

Курс «Материальная культура» содержит исходные, базовые сведения об изучаемом объекте; он должен приобщить слушателей к соответствующей проблематике и литературе, пробудить интерес к самостоятельному анализу, привить начальные методические навыки научной работы. Курс строится как исследование, проводимое совместно со слушателями, и включает в себя два лекционных раздела: теоретико-методологические предпосылки, необходимые для продуктивного осмысленного разговора, и рассмотрение эволюции материальной культуры, позволяющее ощутить ее предметно.

Теоретический раздел, рассчитанный на 10 лекций, начинается с установления исходных понятий, без чего любые рассуждения, особенно в малоисследованных сферах, оказываются бессодержательными (даже при внешней глубокомысленности). Для начала из многочисленных толкований культуры выбирается ее философское понимание, выявляется место материально-предметной культуры как целого в системе бытия [2], ее координаты в море всей культуры. Далее дается представление о «молекуле» предметного мира — единичном предмете и его необходимых элементах: содержании, форме, функциях, структуре, облике и их взаимосвязях. Наконец, определяется понимание теории как совокупности знаний о сущности и основных закономерностях изучаемого явления, рассматриваются необходимые компоненты подобной теории вообще и теории материальной культуры в частности (объект и предмет исследования, метод и язык, результаты и выходы), а также принципиальные взаимодействия теории с историей, методикой и практикой. Только уяснив хотя бы в самых общих чертах, о чем пойдет речь, т.е. объект предстоящего осмысления, можно приступить к следующему необходимому этапу разумного исследования — к выяснению того, что уже известно об этом объекте.

Осмысление предметной культуры осуществлялось человечеством на разных уровнях и в различных плоскостях, начиная с философских экскурсов мыслителей античности, затрагивавших прежде всего вопросы об исходных началах материального мира или о соотношении в нем пользы и красоты, и кончая многочисленными попытками практиков предметного творчества установить факторы, определяющие содержание и форму вещей или сооружений, наметить принципы создания этих объектов, требования к ним и т.д.

Капитальным вкладом классической философской мысли в понимание мира искусственно созданных предметов явились суждения о его осмысленной целесообразности, об отражении в нем родовой сущности человека, языке предметных форм, формировании человека посредством предметного окружения. Что касается «практического» крыла современной философии (прежде всего философии техники и философии дизайна), то оно затрагивает грешный мир лишь вскользь и мимолетно, не опускаясь до рассмотрения практических вопросов.

Значительное внимание в лекциях, естественно, уделено опыту исследования мира вещей в различных срезах культурологического поля, таких, как исторический, семиотический, социологический, аксиологический, эстетический. Знакомство с этим опытом осуществляется на материале археологии, этнографии, истории, теории техники, архитектуры, искусства и дизайна. Общая черта названных исследований — обращение исключительно к уже готовым объектам. Отсюда почти полное отсутствие проблематики, связанной с их потреблением и созданием, с принципами их формирования, т.е. с коренными вопросами, определяющими все иные стороны «жизни» вещей.

Именно эти вопросы являются основными для непосредственных созидателей материальной культуры, ее реальных фрагментов, бесчисленных вещей. Поэтому практики вынуждены самостоятельно решать соответствующие проблемы. Однако они делают это, как правило, оставаясь на уровне эмпирических обобщений. Отдельные попытки, например деятелей архитектуры и дизайна, подняться до научного анализа осуществлялись методом суммирования фактов и авторитетных суждений (так называемый комплексный подход) и привели лишь к составлению многочисленных наборов правдоподобных факторов, условий, требований, принципов и т.п., к их произвольному комбинированию, сокращению или дополнению в зависимости от объективных и субъективных обстоятельств.

В результате анализа существующей ситуации выявляется разрыв между потребностью современной практики предметного творчества, а также ее осмысления и оценивания, в четком, научно обоснованном представлении о соответствующих закономерностях, с одной стороны, и наличным знанием о них — с другой. Таким образом, ситуация оказывается проблемной. В снятии указанного разрыва, в решении проблемы и состоит стержневая исследовательская цель занятий [3], движение к которой, как уже отмечено, предполагает непосредственное участие слушателей, приобщаемых к особенностям подобной работы. По ходу такого движения реализуются и указанные выше учебные цели курса.

Так предстают в общих чертах и объект исследования, и цель, и намерение совместно двигаться к ней. Но как это сделать? Выбор пути, по мысли Гегеля, уже наука. Он начинается с постановки вопроса, которая для теоретика предполагает максимальное уточнение объекта, предмета и метода исследования.

Особенностью избранного понимания объекта изучения — материальной культуры, или предметного мира, является системное представление о его многогранности и разноуровневости. Выбор плоскости рассмотрения и уровня обобщения каждый раз зависит от особенностей цели, или предмета исследования. Поскольку имеется в виду материальная культура как система, то адекватным методом оказывается системный подход. Его исходный принцип — движение от целого — предопределяет первоочередность представления предметного мира в целом, раскрытие сущности, которая складывается из природы явления, его специфики и типологии.