14 Март 2011

Введение в культурологию




Включение в обязательный учебный план всех форм обучения дисциплины «Введение в культурологию» преследовало несколько целей.

Прежде всего — дать первое, самое общее, представление студентам-культурологам о будущей специальности. Несмотря на то, что прошло уже более десяти лет с момента, как дисциплина культурология стала неотъемлемой частью государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, входя в государственный компонент блока «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин» (ГСЭ), а дипломированные специалисты-культурологи с успехом работают в различных сферах культуры, на сегодняшний день все еще не сложилось ясного, точного и однозначного представления как в научно-гуманитарной среде, так и в постсоветском российском обществе о том, что же это такое культурология — наука, область знания или учебная дисциплина. Вполне закономерно, что студенты, еще в совсем недавнем прошлом — ученики и абитуриенты, в большинстве случаев имеют весьма приблизительное, часто превратное мнение о той профессии, которую они выбрали. Никакие рекламные проспекты, «Дни открытых дверей», даже отдельные лекции, читаемые на подготовительном отделении и на малом философском факультете, не дают возможность более или менее адекватно отразить всю специфику культурологии. Разочарования, которые сплошь и рядом испытывают поступившие на отделение культурологии, ожидающие встретить под загадочным названием некоторый аналог искусствознания, литературоведения, истории, менеджмента и пр. — неизбежны. Поэтому крайне важно, чтобы, уже делая первые шаги в освоении профессии, студенты составили себе адекватное представление о том, что их ждет и как студентов, и как будущих специалистов. Курс «Введение в культурологию» отражает то, как трактуются и научно-дисциплинарное, и учебно-дисциплинарное поля данной области гуманитарного познания на кафедре философии культуры и культурологии, выпускающей в год около 25 специалистов. Он, таким образом, призван составить первое впечатление об учебном процессе по данной специальности на философском факультете СПбГУ.

Панорама лекционных тем, предлагаемых слушателям и читателям, составляет композиционное единство не только формально, но и сущностно, ибо опирается на опыт непосредственной работы по подготовке специалистов-культурологов, и достаточно долгого методически-

[5]

концептуального согласования, проходящего на теоретических семинарах кафедры, в свете общей задачи подготовки специалиста широкого профиля, способного успешно ориентироваться в современных культурных процессах, не игнорирующего фундаментальные константы культурного созидания. Поэтому в качестве отдельных, более или менее самостоятельных, блоков выделены сюжеты философско-теоретические, культурно-исторические и специальные, касающиеся частных аспектов конституирования и бытования культуры.

В чтении курса, так же как и в предлагаемом издании, участвует большинство преподавателей кафедры. Каждый в некотором роде презентирует ту область, которой занимается более всего. Дать представление об исполнителях, нарисовать не совокупно-обобщенный, но индивидуально-личностный облик кафедры — в этом состоит вторая цель данной публикации. Знакомство с предметом при таком подходе неотделимо от знакомства с тем конкретным преподавателем, который является проводником в соответствующую предметную область (раздел, подраздел общего дисциплинарного комплекса). Зачастую студенты, специализирующиеся на кафедре, не имеют представления о круге научных интересов преподавателей. Поэтому как выбор тем курсовых и дипломных работ, так и выбор научных руководителей сплошь и рядом происходит формально, непродуманно, случайно, что не позволяет в полной мере реализовать потенциалы ни студентов, ни преподавателей. К концу первого семестра, когда студент уже должен написать соответствующее заявление с указанием темы курсовой и имени руководителя, он не всегда имеет представление о научном потенциале кафедры. Хочется надеяться, что после прослушивания курса «Введение в культурологию» выбор студента будет более взвешенным, а разочарования, поиск своей темы и метания от одного руководителя к другому не будут частыми и драматическими явлениями.

________________________________________

Общее представление о культуре

М.С. Каган

Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.6-14

[6]

Понятие «культура» принадлежит к числу слов, значение которых размыто в моем учебнике «Философия культуры», где приведено несколько десятков дефиниций культуры, и их перечень можно было бы продолжить. Это объясняется тем, что этим понятием обозначается столь широкий круг явлений, процессов, свойств, что сущность культуры теоретики да и обыкновенные люди могут видеть то в одном, то в другом ее проявлении: так, выражение «это культурный человек» свидетелиствует о ее понимании как определенного человеческого качества; лозунг «Берегите памятники культуры!» предполагает ее понимание как совокупность созданных людьми прекрасных вещей; названия «Институт культуры», «Дворец культуры» или «Министерство культуры» имеют в виду определенные общественные организации; понятия «художественная культура» или «физическая культура» обозначают определенные формы деятельности, а термин «сельскохозяйственные культуры» определяет выведенные людьми злаки, отличающиеся от дикорастущих растений (замечу, что именно в этом значении понятие «культура» и было введено в обиход в Древнем Риме, как противоположное слову «натура», т.е. «природа»).

Как видим, в ходе истории понятие «культура» приобретало все более широкий смысл, став в конечном счете синонимом «искусственного», «созданного человеком». Правда, и ныне существуют сторонники более узкого понимания культуры — аксиологического, которое сводит культуру только к духовным ценностям; технологического, которое сводит ее, напротив, к способу (технологии в широком смысле) деятельности людей во всех ее проявлениях; информационного, которое видит в культуре транслируемую внегенетическим путем информацию; семиотического, которое видит в культуре систему языков, эту информацию хранящих и передающих из поколение в поколение; сохраняют влияние и «классические» представления о культуре как системе символов, вырабатываемых человечеством и специфических у каждого народа, как форм

[7]

игровой деятельности… Однако системное мышление, которое является высшим завоеванием познавательной энергии самой культуры, дает взможность все эти, да и ряд других трактовок культуры рассмотреть как аспекты, грани, подсистемы многосторонне-целостного ее понимания, понимания ее как сложной, даже сверхсложной, по классификации теории систем целостности, в которой реализуются и материальные, и духовные, и художественно-творческие, духовно-материальные действия человека, воплощающие его отношения к природе, к обществу и к самому себе.