18 Март 2011

Охрана труда — Электронный курс лекций




Система управления охраной труда на предприятии

В системе управления безопасностью труда на предприятии необходимо:

Реализовать проблемно-целевое управление при решении отдельных задач по охране труда;

Определить обязанности руководителей предприятия, структурных подразделений, функциональных служб, отдельных специалистов и других работников по вопросам охраны труда;

Обеспечить работу службы охраны труда как центрального звена в управлении охраной труда;

Обеспечить эффективность функционирования системы управления охраной труда;

Определить порядок совершенствования системы управления охраной труда на предприятии.

С 1 ноября 2005 г. в Республике Беларусь введены в действие стандарты СТБ 18001-2005 и СТБ 18002-2005 по СУОТ, требования которых гармонизированы с международными и национальными стандартами. Внедрение этих стандартов позволит оценивать и управлять рисками каждого работника и тем самым повышать эффективность работы предприятия.

Управление охраной труда на предприятии в целом возложено на руководителя или главного инженера; в цехах, на производственных участках — на руководителей соответствующих подразделений и служб.

В системе управления охраной труда необходимо выполнение следующих основных видов работ:

- идентификация опасностей и оценка рисков;

- планирование работы по охране труда, разработка и финансирование мероприятий по охране труда;

- распределение обязанностей по охране труда от руководителя до работника;

- координация работы и контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

Для выполнения установленных требований безопасности в должностных инструкциях руководителей, специалистов и инструкциях по охране труда для рабочих должны быть четко определены обязанности всех работников по вопросам охраны труда.

Нормативно-правовой основой системы управления охраной труда являются законодательные и иные нормативные правовые акты, межотраслевые и отраслевые нормы и правила безопасности, производственной санитарии и др.

Международный стандарт «Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья» OHSAS 18001:1999, разработанный Международной организацией по стандартизации, используется при проведении сертификации систем менеджмента в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний.

В соответствии со стандартом OHSAS 18001:1999 обязанности, полномочия и ответственность персонала, который осуществляет менеджмент, исполняет и проводит проверки деятельности, оказывающие влияние на риски, связанные с работой организации, ее оборудования и процессов, должны быть четко определены, документально оформлены и доведены до сведения всех работников.

Содержание работ по разработке мероприятий по внедрению системы управления промышленной безопасностью и охраной труда включает следующее:

• разработка Политики и целей по организации безопасного производства и созданию безопасных и здоровых условий труда на каждом рабочем месте;

• анализ действующих процессов, видов деятельности для идентификации опасных и вредных производственных факторов, оценки риска от их воздействия,

• подготовка персонала к действиям в нештатных (аварийных) ситуациях;

• разработка и внедрение мероприятий, направленных на предупреждение производственных аварий, инцидентов, производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

• разработка процедур проведения расследований несчастных случаев, профессиональных заболеваний, производственных инцидентов;

• разработка компенсационных мероприятий для снижения воздействия вредных и опасных факторов.

Документация системы должна содержать:

• Руководство по Системе управления промышленной безопасностью и охраной труда;

• Стандарты предприятия системы управления промышленной безопасностью и охраной труда;

• Инструкции.

Перспективным является создание интегрированных систем менеджмента на базе системы менеджмента качества ISO 9001:2000, системы экологического менеджмента ISO14001:2004, системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья OHSAS 18001:1999.

2.2. Служба охраны труда на предприятии, ее задачи

Служба охраны труда на предприятии (в объединении) может быть представлена самостоятельным структурным подразделением (управление, отдел, бюро) непосредственно подчиненным руководителю предприятия или его заместителю (приравнивается к основным производственно-техническим службам предприятия) или специально выделенным работником (инженер по охране труда). На небольших предприятиях эти функции могут быть возложены на других работников (наряду с выполнением основных служебных обязанностей).

Штат службы охраны труда устанавливается с учетом среднесписочной численности работающих на предприятии; среднемесячной численности вновь принимаемых работников; количества самостоятельных структурных подразделений на предприятии; числа работающих, занятых на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, и в соответствии с Нормативами численности специалистов по охране труда, утвержденными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.07.1999 г., № 94.

В качестве базовых нормативов, при которых вводится должность специалиста по охране труда, принимаются: в производственной сфере — численность работающих от 100 до 250 человек; в других отраслях — численность работающих от 200 до 250 человек.

При численности работников 250 человек и более расчет ведется по нормативам, указанным выше.

Если численность работников на предприятии меньше установленного базового норматива, при котором вводится должность специалиста по охране труда, то эти обязанности выполняются в порядке совмещения лицом, имеющим соответствующую подготовку, либо одним из руководителей предприятия.

Основными задачами службы охраны труда являются:

• осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии;

• подготовка предложений, планов, мероприятий, распорядительных документов по обеспечению охраны труда на предприятии и контроля за их реализацией;

• разработка мероприятий по предупреждению производ¬ственного травматизма и профессиональных заболеваний;

• оказание методической помощи структурным подраз¬делениям предприятия в налаживании работы по охране труда.

Направления деятельности службы охраны труда:

• проведение анализа состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разработка мероприятия по их предупреждению;

• организация работы по проведению паспортизации санитарно-технического состояния цехов и других структурных подразделений;

• проведение вводного инструктажа по охране труда;

• методическая помощь подразделениям в разработке инструкций по охране труда;

• участие в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве;

• оказание помощи в организации обучения работников по охране труда;

• составление отчетности по охране труда и др.

2.3.