18 Март 2011

Охрана труда — Электронный курс лекций




Эти вопросы рассматриваются эргономикой.

Эргономика – научно-практическая дисциплина, комплексно изучающая деятельность человека, его взаимодействие со средствами и предметами труда, влияние окружающей среды с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфортности жизнедеятельности человека.

Физиология труда рассматривает функционирование человеческого организма в процессе трудовой деятельности и вырабатывает принципы и нормы, способствующие улучшению и оздоровлению условий труда.

Все виды деятельности человека производятся при участии определенных групп мышц, которые, сокращаясь, выполняют ту или иную работу. Работа мышц осуществляется под влиянием импульсов, поступающих от головного мозга, которые основывается на постоянном приеме и анализе информации о характере, свойствах внешней среды и внутренних систем организма, их соответствии. Этот процесс осуществляется при помощи анализаторов — подсистем центральной нервной системы, обеспечивающих прием, передачу и первичный анализ поступающих сигналов.

Функционирование разных анализаторов существенно меняется под влиянием неблагоприятных условий. Низкие и высокие температуры, вибрации, перегрузки, невесомость, слишком интенсивный поток информации и ее недостаток, утомление, вызванное длительной работой или неблагоприятными условиями, состояние стресса — все эти факторы вызывают различные изменения характеристик анализаторов, а следовательно и ответных реакций человека.

Любая трудовая деятельность предполагает участие высших психологических функций: внимания, памяти и мышления, ощущения, восприятия, воображения. Работник, не обладающий в достаточной мере такими качествами, обычно допускает ошибки в работе, следствием которых становятся аварии, несчастные случаи, брак в работе и пр.

Психический статус работника имеет большое значение для прогнозирования его поведения в аварийных ситуациях. Поведение человека в аварийных ситуациях в любом случае характеризуется повышенной напряженностью (стрессом), сопровождающейся понижением работоспособности и устойчивости психологических функций.

Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является, прежде всего, неполнота информации. Нужна предварительная и достаточно высокая психологическая готовность, которая позволяла бы компенсировать недостаток информации уверенностью в правильности своих действий, своем профессионализме. Для этого необходимы тренировки, развивающие быстроту мышления, вырабатывающие умение использовать прежний опыт для успешных действий в условиях наличия неполной информации, формирующие способность быстрого переключения с одной поведенческой установки на другую и способность к прогнозированию последствий своих действий.

Большое значение для повышения безопасности производственной деятельности имеет профотбор. Профессиональный отбор — специально организуемое исследование, основанное на четких количественных и качественных оценках с помощью ранжированных шкал, позволяющих выявить и измерить присущие человеку свойства с тем, чтобы сопоставить их с нормативами, определяющими пригодность к данной профессии.

По своим психофизиологическим свойствам люди различаются, и эти различия необходимо учитывать. Поэтому профессиональный психологический отбор ставит задачу выявить людей, у которых процесс обучения дает максимальный эффект при минимальном времени обучения и личностные качества которых позволяют использовать их на работах с возможными нестандартными ситуациями.

Система «человек — машина» в своем развитии проходит три стадии: проектирование, изготовление и эксплуатацию. Правильный и обоснованный учет человеческого фактора на каждой этой стадии способствует достижению максимальной эффективности и безопасности функционирования этой системы.

В результате трудовой деятельности возникают психологические состояния человека, которые можно подразделить на три вида:

- длительные — определяющие отношение человека к выполняемой им работе и его общий психологический настрой (удовлетворенность выполняемой работой, наличие заинтересованности в труде и т.д.);

- временные — возникающие из-за различных нарушений в произ-водственном процессе (неполадок, конфликтных ситуаций);

- периодические — связанные с настроем на активную деятельность и желанием работать или, наоборот, с пониженной готовностью работать, утомлением, перенапряжением, апатией, скукой, вызванными однообразием и монотонностью работы.

Психологические причины возникновения опасных ситуаций можно подразделить на несколько типов:

1.