18 Март 2011

Охрана труда — Электронный курс лекций




В этих случаях такое оборудование снабжается местной вентиляцией, другими средствами, предотвращающими распространение вредности.

Расположение станков должно исключать встречные и перекрещивающиеся грузопотоки.

Расстояния между станками и элементами производственного помещения (стены, колонны) должны быть достаточными для свободного и безопасного обслуживания станков и прохода между ними.

При определении разрывов между станками необходимо учитывать максимальный вылет подвижных частей станка.

Основные меры обеспечения безопасности работы на станках разнообразны и зависят от назначения и конструкции станков, режимов обработки материала и др.

Общие требования:

Выполнение организационных требований (установление и соблюдение порядка ввода в эксплуатацию вновь установленного и капитально отремонтированного оборудования; закрепление ответственных лиц за исправное состояние и безопасную эксплуатацию; обучение, проверка знаний и инструктажи работающих по вопросам охраны труда; применение средств индивидуальной защиты; обеспечение контроля за безопасностью оборудования и соблюдением работающими требований охраны труда и др);

технических требований (проведение регламентно-профилактического обслуживания и ремонта оборудования; обеспечение исправного состояния вспомогательных устройств, приспособлений и инструмента; правильный выбор оборудования для выполнения соответствующей операции; соблюдение требований технологической документации и др.);

санитарно-гигиенических требований (обеспечение надлежащих метеорологических условий и освещения на рабочих местах; соблюдение предельно-допустимых уровней (концентраций) шума, вибрации, вредных излучений, пыли и вредных веществ и др.);

требований психофизиологического характера (снижение физических нагрузок на работающего, напряженности зрения, монотонности труда; цветовая отделка помещений; соблюдение режимов труда и отдыха; соблюдение трудовой и производственной дисциплины и др.).

5.2. Виды грузоподъемных машин и механизмов, требования безопасности при их эксплуатации. Организационные и технические меры безопасности

Грузоподъемная машина — это подъемное устройство циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа в пространстве. Грузоподъемные машины предназначены для перемещения грузов по вертикали и передачи их из одной точки пространства в другую. В основном их можно разделить на подъемники и краны.

Подъемники поднимают груз по определенной траектории, заданной жесткими направляющими. К подъемникам относятся, например, лифты (грузовые и для подъема людей).

Краном называется грузоподъемная машина, предназначенная для подъема и перемещения груза, подвешенного с помощью грузового крюка или другого грузозахватного органа.

Краны различают по конструктивному исполнению (мостовые, стреловые кабельного типа и др.), по виду грузозахватного органа (оборудованные крюком, грейфером, магнитным захватом и др.), по способу передвижения (стационарные, передвижные, самоходные и др.), по ходовому устройству (рельсовые, автомобильные, гусеничные и др.) и по другим признакам.

Для обеспечения безопасности подъемно-транспортные устройства проектируют и эксплуатируют в соответствии с требованиями специальных правил (Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов и др.) и стандартов ССБТ.

Нормативные документы содержат следующие требования, обеспечивающие безопасность эксплуатации грузоподъемного оборудования:

- обеспечение надежности конструкции оборудования (выбор соответствующих запасов прочности материала, защита от коррозии и тепловых воздействий и т. п.);

- обязательное применение предохранительных устройств (ограничителей высоты подъема, массы поднимаемого груза, концевых выключателей механизмов передвижения, ловителей, тормозов, аварийных выключателей, ограничителей скорости и др.);

- регистрация грузоподъемного оборудования в органах технадзора и его периодическое техническое освидетельствование;

- получение специальных разрешений (лицензий) на работы по проектированию, изготовлению, монтажу, эксплуатации, техническому диагностированию, реконструкции и ремонту грузоподъемных машин с применением сварки.

Все части грузоподъемных механизмов, представляющие опасность при эксплуатации (различные передачи, муфты, канатные блоки, троллейные провода и другие доступные и находящиеся под напряжением части электрооборудования), должны быть надежно ограждены.

Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

- частичному не реже одного раза в 12 месяцев;

- полному не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых машин.

Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины должно проводиться после:

- монтажа машины на новом месте;

- ее реконструкции;

- ремонта или замены расчетных элементов или узлов, металлоконструкций с применением сварки;

- установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;

- капитального ремонта или замены грузовой (стреловой) лебедки;

- замены крюка или крюковой подвески (проводится только статическое испытание);

- замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа;

- установки портального крана на новом месте работы.

Техническое освидетельствование позволяет установить, что:

а) грузоподъемная машина и ее установка соответствует требованиям Правил по кранам, паспортным данным и представленной для регистрации документации;

б) грузоподъемная машина находится в исправном состоянии, обеспечивающем ее безопасную работу;

в) организация надзора и обслуживания грузоподъемной машины соответствует требованиям Правил по кранам.

При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться осмотру, статическому и динамическому испытаниям.

При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания не проводятся.

При техническом освидетельствовании грузоподъемной машины должны быть осмотрены и проверены в работе ее узлы и механизмы, электрооборудование, приборы безопасности, тормоза, ходовые колеса и аппараты управления, а также проверено освещение, сигнализация и регламентированные Правилами габариты.

Статическое испытание грузоподъемной машины проводится, нагрузкой, на 25% превышающей ее грузоподъемность, с целью проверки прочности.

Динамическое испытание грузоподъемной машины проводится грузом, на 10% превышающим грузоподъемность машины, с целью проверки действия ее механизмов и тормозов.

Основные требования по организации безопасной эксплуатации грузоподъемных машин установлены Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (утверждены Госпроматомнадзором Республики Беларусь 22 августа 1994 г. (с изменениями и дополнениями от 30 июня 2000 г. № 7)).

В Правилах содержатся требования, направленные на обеспечение надежности конструкции оборудования (выбор запасов прочности, материалов, защита от коррозии и т.п.); применение предохранительных устройств (ограничители высоты подъема груза, концевые выключатели механизмов передвижения, тормоза, аварийное выключение и т.п.); регистрацию наиболее ответственного оборудования в органах технадзора; периодическое освидетельствование, техническое обслуживание и ремонт; лицензирование деятельности, связанной с грузоподъемными машинами; выдача разрешений на пуск и производство работ кранами; назначение ответственных лиц; обучение, проверка знаний руководителей и персонала; ведение соответствующей технической документации.

Приказом руководителя предприятия должны быть назначены:

• ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии;

• ответственные за безопасное производство работ кранами;

• ответственные по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары.

В соответствии с пунктом 1.3.2.