18 Март 2011

Охрана труда — Электронный курс лекций




В каких случаях вводится должность специалиста по охране труда?

6. Охарактеризуйте направления деятельности службы охраны труда.

7. Охарактеризуйте виды инструктажей по вопросам охраны труда.

8. Каковы виды планов работ по охране труда?

9. Охарактеризуйте основные направления планирования и разработки мероприятий по охране труда.

10. Каковы источники финансирования мероприятий по охране труда?

11. Каковы цели и этапы аттестации рабочих мест по условиям труда?

12. Охарактеризуйте содержание карты условий труда на рабочем месте.

13. Каковы результаты аттестации рабочих мест на предприятии?

ТЕМА 3. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ТРУДА, ПРИЧИН ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Вопросы темы:

3.1. Сущность условий труда на рабочем месте и их факторы, оценка по показателям вредности и тяжести трудового процесса.

3.2. Анализ опасных и вредных производственных факторов на предприятиях. Классификация несчастных случаев.

3.3. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

3.4. Методы анализа и показатели производственного травматизма.

3.5. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работника.

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:

Классы условий труда; факторы производственной среды: карта условий труда на рабочем месте; вредные и тяжелые условия труда; производственная травма; несчастные случаи на производстве; основные группы причин несчастных случаев; порядок расследования несчастного случая на производстве; специальное расследование; расследование профессионального заболевания; показатели производственного травматизма; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работника.

3.1. Сущность условий труда на рабочем месте и их факторы, оценка по показателям вредности и тяжести трудового процесса

Условия труда рассматриваются в широком и узком смысле. В общем понимании комплекс условий труда является внешней средой, окружающей человека на производстве (на рабочем месте, с отделе, цехе, в организации) и вне производства (решение социальных вопросов – обеспечение жильем, медобслуживанием и др.). Как объективное общественное явление они формируются под воздействием совокупности взаимосвязанных факторов: социально-экономических, технико-организационных, естественно-природных, и определяют функциональное состояние организма работника, продолжительность жизни, удовлетворенность трудом, его развитие и, вследствие этого, результаты трудовой деятельности. Социально-экономические факторы подразделяются на социально-политические, экономические, нормативно-правовые, социально-психологические.

В узком смысле под условиями труда понимается внешняя среда, окружающая человека в процессе производства.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда (ГОСТ 19605).

Факторы, определяющие условия труда на рабочем месте, можно классифицировать: по содержанию, сфере действия, степени воздействия на организм работающих.

По содержанию выделяют:

• Социально-психологические факторы характеризуют также взаимоотношения в трудовом коллективе и создают соответствующий психологический настрой.

• Психофизиологические факторы, обусловленные конкретным содержанием трудовой деятельности, характером данного вида труда. К ним относятся нервно-психическая нагрузка, монотонность, темп, ритм труда, уровень физической, статической и динамической нагрузки;

• Санитарно-гигиенические условия, определяющие внешнюю производственную среду (запыленность, вибрация, шум, освещенность, электромагнитные, ионизирующие, ультрафиолетовые и инфракрасные излучения) и характеризующие микроклимат на рабочем месте (температура, относительная влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление ).

• Эстетические факторы, способствующие формированию положительных эмоций у работника (архитектурное, конструкторское, художественное оформление интерьера, оборудования, оснастки, производственной одежды, озеленение и т.п.);

По сфере действия факторы разделяют на внешние (характеристики производственной сферы) и внутренние (характеристики процесса труда).

Факторы также разделяют по степени суммарного воздействия на организм работающих, т.е. по тяжести труда.

В Республике Беларусь оценка тяжести трудового процесса в организациях производится согласно Сан ПиН №11-6-2002 РБ «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» (Гигиеническая классификация условий труда), утвержденным Постановлением Главного государственного врача Республики Беларусь от 9 октября 2002 № 74.

В соответствии с гигиеническими критериями различают четыре класса условий труда:

1-й класс – оптимальный – труд легкой степени, ненапряженный;

2-й класс – допустимый – труд допустимый по тяжести, малонапряженный;

3-й класс – вредный:

(3.1. – труд средней тяжести и средней напряженности;

3.2. – труд тяжелый и напряженный;

3.3. — труд очень тяжелый и очень напряженный;

3.4 – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний);

4-й класс – экстремальный.