14 Март 2011

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА




Так, только МВД России за период с 1992 г. по состоянию на 1 января 1998 г. заключило около 30 договоров с соответствующими ведомствами зарубежных стран и при-няло участие в выполнении обязательств более чем по 400 международным договорам Рос-сийской Федерации с другими государствами по вопросам борьбы с международной пре-ступностью.

*ВВС СССР. 1986. № 37. Ст. 772.

12.3. Нормотворчество. Юридическая техника

Нормативные правовые акты являются продуктом особого рода деятельности — нор-мотворчества (правотворчества). Нормотворчество — основной путь воздействия на общест-венные отношения, главное средство придания праву юридической силы.

Нормотворчество в правовой сфере — это в принципе и главным образом государст-венная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государственной воли в закон.

Изначально право формируется естественно-исторически, до и независимо от дея-тельности законодателя. Начальная стадия в процессе правообразования — возникновение объективно обусловленной потребности в юридическом регулировании общественных от-ношений. Эта потребность в конечном счете обусловлена экономическим базисом, но бли-жайшими факторами, ее питающими, являются социально-политические, классовые и иные общественные интересы. На завершающей стадии правообразования приобретает большое значение специальная целенаправленная деятельность компетентных органов по выражению общественной потребности и соответствующих интересов в общеобязательных правилах поведения. Эта деятельность, конституирующая правообразование в формально определенные предписания общего характера, и является правовым нормотворчеством. Различаются три способа такого нормотворчества:

1) непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государствен-ных органов;

2) санкционирование государственными органами норм, которые сложились незави-симо от них в виде обычая (делового обыкновения) или выработаны негосударственными организациями (например, кооперативами, общественными организациями);

3) непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного го-лосования (референдума).

Во всех трех случаях нормотворчество отличается и своими целями, и теми принци-пами, на которых оно основывается. Общими принципами нормотворчества являются: науч-ность, демократизм, законность, интернационализм.

В отдельные периоды развития того или другого государства имели место отступле-ния от какого-либо принципа, но они не могут поколебать необходимость поиска и утвер-ждения соответствующих начал законодательной деятельности.

Правотворческая деятельность так или иначе связана с проявлением государственной воли. Это положение многократно доказано мировой историей. Помимо того, что господ-ствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона.

Содержание нормотворчества складывается из последовательно осуществляемых ор-ганизационных действий, образующих в своей совокупности то, что называют правотворческим процессом. Это технология создания нормативных актов и доведения их предписаний до адресатов. Сам правотворческий процесс в силу его общественно-политического значения регулируется конституционными и другими юридическими нормами. Правотворческий процесс складывается из ряда стадий.

1. Стадия законодательной (более широко — нормотворческой) инициативы. Речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во внесении в пра-вотворческий орган или предложения об издании нормативного акта, или подготовленного проекта акта.

Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго очерчен в законодательстве, так как законодательная инициатива, в отличие от любого другого обра-щения в правотворческий орган с законопроектом, предполагает юридическую обязанность компетентного органа рассмотреть поступивший проект или предложение.

2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его про-екта, включении в план законопроектных работ и т.п.

3. Разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение. Проце-дуры того и другого различаются в зависимости от важности проекта, от того, кому поручена его разработка, а также от характера будущего нормативного акта (общегосудар-ственный акт или ведомственный). Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение.