14 Март 2011

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА




Тема 12. Источники права

12.1. Правообразование. Объективное и субъективное в праве

Проблема генезиса (происхождения) права или правообразования позволяет уяснить сущность, содержание права и выводит на понимание качества законов, от которого зависит состояние законности и правопорядка в обществе.

Как уже отмечалось ранее, право, как и государство, возникает из необходимости управления социальными процессами, упорядочения межличностных отношений в связи с усложнением и совершенствованием в конечном счете общественного производства. Право всегда социально обусловлено. Принято выделять три основных вида такой обусловленно-сти:

- юридическая форма придается уже сложившимся общественным отношениям, со-держание которых составляют взаимные права и обязанности сторон, т.е. реально возникшие правоотношения, что имеет место, прежде всего, в экономической сфере;

- на основе познания тенденций общественного развития государство может закре-пить в законе еще полностью не сложившиеся отношения, активно способствуя их утвер-ждению в общественной практике;

- непосредственной основой возникновения права может служить также юридическая практика.

Так, в современной России в течение нескольких лет биржевая деятельность не была урегулирована специальным законом, но осуществлялась, и даже успешно. Сейчас аналогич-ная ситуация с селингом — одной из форм трастовых операций, которые возникли в мировой практике совсем недавно, в 70-80-е гг., и получили необычайно широкое распространение, а теперь проникли и в Российскую Федерацию. Соответственно возникла потребность запол-нить пустующую нишу Гражданского кодекса РФ, осмыслив отечественные способы и приемы предпринимательства (например, «Русского дома Селенга»).

Иллюстрацией второго варианта социальных предпосылок возникновения права мо-жет служить, например, Закон РФ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации» или Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и многие другие. Юридическая практика опередила включение в Уголовно-процессуальный кодекс статей, регламентирую-щих проверку показаний подозреваемого, обвиняемого и других лиц с выездом на место происшествия, в ходе следственного эксперимента и т.п.

Итак, право имеет своим материальным источником (в широком смысле этого слова) общественные отношения, объективная потребность в регулировании которых возникает в жизни общества и должна быть осознана законодателем. Это значит, что у законодателя воз-никают взгляды, представления, создается мнение о том, что определенная совокупность со-циальных связей, определенный вариант поведения участников общества должны стать об-щеобязательным правилом, приобрести форму всеобщности, стать законом. В законе не мо-жет быть ничего, что не содержалось бы в правосознании, выступающем, в качестве идейно-го (идеологического) источника норм права. Познав эту потребность, государство непосред-ственно формулирует установленную правовую норму либо санкционирует уже сложившиеся в жизни правила поведения и тем самым придает им качество юридической нормы. В указанном смысле правосознание выступает в качестве идеологического источника права (в широком смысле этого слова).

Следует подчеркнуть, что в идеале точка зрения законодателя есть точка зрения необ-ходимости. Характеризуя необходимость, воплощенную в правовых нормах, нужно отме-тить, что она связана не только с объективными, но и с субъективными факторами. Проявле-ние ее обусловлено соответствующими волевыми актами законодателя, его знаниями, опы-том, уровнем культуры. Знания, опыт, уровень культуры во многом черпаются из историче-ских памятников права (законов Ману, законов Хаммурапи, законов XII таблиц, Граждан-ского кодекса Наполеона 1804 г. и т.п.). Соответственно право становится объективирован-ной формой общественного сознания и представляет собой практическое осознание действительности, оценочное, духовное осознание общественного бытия. Право выражает волю конкретных людей с их сильными и слабыми сторонами, которые разрабатывают проекты законов, обсуждают и принимают их.

Таким образом, в качестве источников права в широком смысле используются их сле-дующие виды: материальные, идеологические, исторические. В современных условиях этот традиционный набор можно дополнить нравственными источниками (например, для му-сульманского, индусского, иудейского права) и международным правом. Так, согласно ст. 25 Основного закона ФРГ «общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед ее законами и непосредственно порож-дают права и обязанности для жителей федеральной территории».