14 Март 2011

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА




Разумеется, право в первую очередь возникает не как информатор, а как регулятор общественных отношений. У государ-ства и общества достаточно много каналов, посредством которых осуществляется информи-рование субъектов права. Но, возникнув как регулятор общественных отношений, право од-новременно начинает выполнять роль информатора их субъектов. Законодатель, концентри-руя определенную жизненную информацию, через правовые предписания доводит ее до уча-стников регулируемых общественных отношений. Таким образом, не имея изначальной предназначенности выполнять информационную функцию, право объективно, наряду со своими чисто юридическими задачами, приобретает и информационные качества.

Экологическая функция права. Основными объектами экологической функции права являются земля, ее недра, почва, вода, атмосферный воздух, леса, растительный и жи-вотный мир, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство и т.д.

В целях ее реализации принимаются федеральные законы, законы субъектов Федера-ции, нормативные акты правительства, министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, направленные на защиту окру-жающей среды, обеспечение прав граждан на здоровую экологию, устанавливающие ответ-ственность за нарушение экологического законодательства.

Важная роль принадлежит правоохранительным органам: прокуратуре, суду, мили-ции, осуществляющим применение мер воздействия к правонарушителям в сфере экологии (штрафы, взыскание ущерба, изъятие орудий правонарушений, лишение свободы и т.д.).

Следует отметить, что появление экологической функции связано не с тем, что эко-номическая функция оказалась не в состоянии справиться с задачами экологической защиты общества, а с тем, что экологическая сфера для человечества в условиях научно-технического прогресса стала чрезвычайно важной и превратилась в одну из основных про-блем его существования.

У права в данном случае своя ниша решения этой важной задачи — юридическое, ра-мочное воздействие на экологическую сферу. Причем в условиях роста опасности экологи-ческой катастрофы значение правовой защиты населения будет неизменно возрастать.

Следует отметить, что Конституция Российской Федерации (ст. 42) закрепила в каче-стве основного конституционного права граждан России их право на благоприятную окру-жающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, при-чиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением.

Функция регулирования социальных отношений и обеспечения социальных прав. В юридической литературе в последние годы вполне обоснованно поднимается вопрос о наличии у права социальной функции в собственном (узком) смысле этого слова. Эта позиция аргументируется тем, что чисто социальная сфера общества постоянно расширяется, актуализируется и соответственно растет значение и увеличивается объем ее правового регулирования.

В этой связи предлагается выделять наряду с экономической, политической и идеоло-гической (воспитательной) сферами общественной жизни социальную, ее даже ставят в один ряд с вышеназванными.

При таком подходе может возникнуть вопрос, вызванный тем, что слово «социаль-ный» по своей этимологии и есть общественный и выступает его синонимом. Однако вполне возможно обозначить понятием «социальная» самостоятельную сферу, употребляя его в узком смысле, когда имеются в виду пенсионные и семейные отношения, бытовое, медицинское обслуживание, система социальных льгот, досуг и т.д.

Важнейшими объектами социальной функции права являются, таким образом, трудо-вые, пенсионные отношения, медицинское обеспечение граждан, сфера науки, образования, культуры, закрепления льгот для различных слоев населения.

Так, ст. 41 Конституции РФ предоставляет право каждому гражданину на медицин-скую помощь, развитие физической культуры и спорта; ст. 43 Конституции гарантирует об-щедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего про-фессионального образования.

Конституция РФ (ст. 44) обязывает граждан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Из приведенных (и других) положений усматривается, что Конституция РФ весьма широко охватывает социальную сфе-ру, закрепляет и регулирует важные стороны социальной и культурной деятельности людей.

В развитие конституционных положений отраслевое законодательство конкретизиру-ет и расширяет возможности граждан пользоваться социальными благами, избирать вид тру-довой деятельности, получать образование, медицинскую помощь, пенсию, выбирая наибо-лее удовлетворяющий их вариант, вид и форму.